Материалы по религии » Апологетика православия в Интернет-пространстве - история, тенденции, развитие, перспективы » Апологетика православия: понятие и специфика. Сущность и особенности христианской апологетики

Апологетика православия: понятие и специфика. Сущность и особенности христианской апологетики

Апологетика (или, как ее еще называют, апологетическое богословие) — это направление богословской мысли, сосредоточенное на полемике с противниками и критиками христианства, на формулировке аргументов и оснований в пользу веры и Церкви.

Апологетика — неотъемлемый элемент евангелизации и Ап. Павел «рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним... потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (Деян. 17,17—18).

Нужно добавить, что писания Мужей апостольских и апологетов создали хороший фундамент для апологетики. Бл. Августин в «Граде Божием» полемизировал с язычниками, обвинявшими его в том, что он способствует падению Римской империи. Св. Фома Аквинский в «Сумме против язычников» поставил себе задачу «сделать ведомым, насколько позволят мои ограниченные силы, истину, которую исповедует кафолическая вера и разъяснить недоумения в связи с ошибками, которые ей приписываются».

Труды гуманистов, английских деистов и французских энциклопедистов инициировали активную христианскую полемику. Так, Шлейермахер в «Кратком представлении богословия» проводил различия между апологетикой, которая противостоит вражде к христианским общинам, и полемикой, которая преодолевает уклонения от сущности христианства внутри него самого. Сильные аргументы против апологетики высказал К. Барт, настаивавший на том, что опора единственно на Евангельское Откровение не допускает защиты христианства аргументами естественного разума. Эта позиция была оспорена как протестантскими богословами (П. Тиллих, В. Панненберг), так и католическими (К. Ранер, Г. Кюнг), для которых человеческий разум не является полностью поврежденным грехом и для которых природный мир, и особенно человеческая природа, сами обеспечивают рациональную защиту трансцендентности. Для этих богословов христианство, особенно в его христологической и эсхатологической перспективе, имеет рационально осмысленный жизненный путь и апологетическое понимание[1].


Интересные материалы:

Библейская критика
Критика вовсе не обязательно предполагает отыскание ошибок, это исследование, и поэтому в критике как таковой нет ничего дурного. Если мы верим, что Бог сотворил наш разум, мы должны пользоваться им, как об этом уже говорилось выше. Кроме ...

После-реформационная герменевтика.
а) «Конфессионализм». Время, которое принято называть пост-реформационным периодом, характеризовалось тем, что основные направления протестантизма пытались богословски оформить свои убеждения и вырабатывали свои «символы веры» или «испове ...