Основные направления апологетики Православия в Интернете
Следует признать, что естественно-научная апологетика Православия в Интернете носит, в основном, традиционно-формальный характер и редко вызывает бурные дискуссии или вызывает непонимание. Современная наука — с ее концепцией Большого Взрыва, с прорастающим в глубине квантовой физике пониманием того, что в окончательной «формуле» окружающего нас мира необходимо учитывать и самого наблюдателя, с развитием гуманистических и трансперсональных направлений в психологии — уже не столь категорично утверждает примат материи над сознанием. В последние десятилетия Наука и Религия перестали быть резкими антагонистами; более перспективным видится путь совместной деятельности на благо людей и познания мира.
Не растет и конфликт между Религией и Атеизмом. Да и сам атеизм в последнее время сдал свои позиции — однако, нужно признать, не Православию (да и вообще не христианству). Свято место пусто не бывает. Вторая половина ХХ века ознаменовалась ростом интереса к духовному, лишь незначительная часть волны которого пошла в сторону христианства; основное направление этого движения случилось на Восток.
Нужно трезво признать факт распространения в Европе, в Северной Америке и на территории бывшего СССР самых разнообразных восточных религий и псевдовосточных учений: буддизм, кришнаизм, даоизм, тантризм, шаманизм и множество других «измов» проросли и укрепились в европейской цивилизации. Православие в России также столкнулось с этой проблемой, обобщенно назвав это движение «оккультизмом» (в этот собирательный образ, впрочем, входит множество других религиозных и псевдорелигизных детищ самого Запада: сатанизм, саентология, нью эйдж, неоязычество, каббала, астрология).
Православие оказалось не готово к новому противнику. Во-первых, он не один, его, образно говоря, — целая армия. А во-вторых, для ведения полноценного диспута нужно, прежде всего, настолько разобраться в сущности новых религиозных учений, чтобы можно было увидеть в их фундаменте ошибки, противоречия и благоглупости. Но попробуйте разобраться сразу в нескольких десятках вероучений, вчитаться в их «священные» книги и стать вровень с их собственными апологетами! Это практически неосуществимо. Но, тем не менее, это надо делать. И религиозные форумы — прекрасная возможность приобретения опыта диспутов с апологетами «оккультизма». Думается, это должно стать одним из основных направлений развития апологетики Православия (причем, не только в Интернете) на ближайшие годы, а то и десятилетия.
Что касается «межхристианских» богословских споров, то Интернет вполне способен внести свою лепту в идеологическую борьбу Православия с католичеством, протестантством и разнообразными «христианскими» и «евангелистскими» сектами. Однако существенно новые формы подобной апологетики пока еще не возникли.
Буквально в последние дни в пространстве Интернета появился новый апологетический ресурс — сайт В.Ю.Пименова «Православная апологетика» (www.apologia.sobor-spb.ru). Основная направленность сайта — антисектантская; автор разместил на сайте несколько своих работ, в которых он делится опытом общения с сектантами, указывает на эффективные методы критики основных идеологических положений, принятых в той или иной секте, и предостерегает профессиональных апологетов и миссионеров-любителей от возможных ошибок в деле обращения сектантов в единственно правильную религию.
Интересные материалы:
Философия индуизма
Европейский термин "философия" в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследован ...
Попытки восстановления
древлеправославной веры.
Раскол Русской Церкви совершился не сразу. Определения собора были настолько ошеломляющими, в них было так много безумия, что русский народ счел их за дьявольское наваждение. Многие думали, что царь обманут приезжими греками и западниками ...