Основные направления апологетики Православия в Интернете

Следует признать, что естественно-научная апологетика Православия в Интернете носит, в основном, традиционно-формальный характер и редко вызывает бурные дискуссии или вызывает непонимание. Современная наука — с ее концепцией Большого Взрыва, с прорастающим в глубине квантовой физике пониманием того, что в окончательной «формуле» окружающего нас мира необходимо учитывать и самого наблюдателя, с развитием гуманистических и трансперсональных направлений в психологии — уже не столь категорично утверждает примат материи над сознанием. В последние десятилетия Наука и Религия перестали быть резкими антагонистами; более перспективным видится путь совместной деятельности на благо людей и познания мира.

Не растет и конфликт между Религией и Атеизмом. Да и сам атеизм в последнее время сдал свои позиции — однако, нужно признать, не Православию (да и вообще не христианству). Свято место пусто не бывает. Вторая половина ХХ века ознаменовалась ростом интереса к духовному, лишь незначительная часть волны которого пошла в сторону христианства; основное направление этого движения случилось на Восток.

Нужно трезво признать факт распространения в Европе, в Северной Америке и на территории бывшего СССР самых разнообразных восточных религий и псевдовосточных учений: буддизм, кришнаизм, даоизм, тантризм, шаманизм и множество других «измов» проросли и укрепились в европейской цивилизации. Православие в России также столкнулось с этой проблемой, обобщенно назвав это движение «оккультизмом» (в этот собирательный образ, впрочем, входит множество других религиозных и псевдорелигизных детищ самого Запада: сатанизм, саентология, нью эйдж, неоязычество, каббала, астрология).

Православие оказалось не готово к новому противнику. Во-первых, он не один, его, образно говоря, — целая армия. А во-вторых, для ведения полноценного диспута нужно, прежде всего, настолько разобраться в сущности новых религиозных учений, чтобы можно было увидеть в их фундаменте ошибки, противоречия и благоглупости. Но попробуйте разобраться сразу в нескольких десятках вероучений, вчитаться в их «священные» книги и стать вровень с их собственными апологетами! Это практически неосуществимо. Но, тем не менее, это надо делать. И религиозные форумы — прекрасная возможность приобретения опыта диспутов с апологетами «оккультизма». Думается, это должно стать одним из основных направлений развития апологетики Православия (причем, не только в Интернете) на ближайшие годы, а то и десятилетия.

Что касается «межхристианских» богословских споров, то Интернет вполне способен внести свою лепту в идеологическую борьбу Православия с католичеством, протестантством и разнообразными «христианскими» и «евангелистскими» сектами. Однако существенно новые формы подобной апологетики пока еще не возникли.

Буквально в последние дни в пространстве Интернета появился новый апологетический ресурс — сайт В.Ю.Пименова «Православная апологетика» (www.apologia.sobor-spb.ru). Основная направленность сайта — антисектантская; автор разместил на сайте несколько своих работ, в которых он делится опытом общения с сектантами, указывает на эффективные методы критики основных идеологических положений, принятых в той или иной секте, и предостерегает профессиональных апологетов и миссионеров-любителей от возможных ошибок в деле обращения сектантов в единственно правильную религию.


Интересные материалы:

Волжская Булгария (922-1241 гг.)
Государство Волжская Булгария располагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке. Торговало с Арабским халифатом и Византией, имело военное и торговое соперничество с Киевской Русью. В 919 правитель Волжской Булгарии отправил ...

Каста и пол: кого можно считать индуистом?
Понятия варна (сословие), джати (каста) и дхарма (порядок и долг), имею большое значение для различных социальных групп. При этом наиболее важным историческим документом индуизма, в котором подняты эти вопросы, являются “Законы Ману”. Сос ...