История ислама в России » Ислам в современной России

Ислам в современной России
Страница 2

Съезд угрозу раскола мусульманских организаций не преодолел. В 1993-1994 гг. происходило дальнейшее формирование новых духовных управлений, независимых от ЦДУМ.

В ноябре 1994 г. противники Т. Таджуддина провели в Уфе съезд мусульман европейской части России и Сибири, объявивший о его смещении с поста председателя ЦДУМ. Однако Т. Таджуддин одновременно собрал расширенный пленум ЦДУМ с участием Совета улемов и представителей общин, сохранивших юрисдикцию ЦДУМ. На этом пленуме съезд был объявлен незаконным, поскольку в его работе участвовало лишь 60 делегатов, причем ни один из членов Президиума ЦДУМ на съезде не присутствовал.

В обращении ЦДУМ, утвержденном пленумом, было сказано, что Т. Таджуддин по-прежнему остается муфтием и продолжает исполнять свои обязанности по руководству ЦДУМ.

Для координации деятельности многочисленных духовных управлений по инициативе ДУМ Татарстана и Башкортостана в 1992 г. был создан Высший координационный центр духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР). В него вошли духовные управления Башкортостана, Татарстана. Поволжья. Сибири, Ульяновской области, Оренбуржья, Чувашии, Коми, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставрополья, Ингушетии, Северной Осетии - Алании, Адыгеи, Краснодарского края. Украины. Белоруссии.

В уставе ВКЦ говорится, что Центр “является объединяющим звеном самостоятельных духовных управлений мусульман, созданных с целью консолидации мусульманских центров Российской Федерации, координации их деятельности по распространению исламской веры, достижения единого толкования норм шариата, подготовки концепций и выработки решений по наиболее сложным проблемам современности, содействия в организации паломничества, направления на учебу в зарубежные исламские учебные заведения”[1].

Несмотря на призывы ВКЦ к объединению всех мусульман в России, многие имамы отказались поддержать его, в их числе - имам Московской соборной мечети Р. Гайвутдин, имам Нижнего Новгорода Ю. Г Идрисов и др. Признавая целесообразность перестройки прежней системы мусульманских организаций, Р. Гайвутдин и его сторонники видят в ВКЦ лишь еще один фактор раскола мусульманской общины.

Непримиримым противником ВКЦ является председатель ЦДУМ Т. Таджуддин.

В 1994 г. было создано Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России (председатель Р. Гайнутдин), которое включает в себя общины Владимирской, Ивановской, Калининградской, Калужской. Московской. Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, а также Москвы и Сочи (Краснодарский край).

В 1997 г. на конференции мусульман в Тюмени и Тобольске было образовано Межрегиональное духовное управление мусульман Сибири и дальнего Востока.

В середине 90-х гг. на территории Центральной России, Поволжья, Приуралья и Сибири сложились три крупных мусульманских духовных центра, к которым примкнуло подавляющее большинство муфтиятов, - Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ), Высший координационный центр мусульман России (ВКЦ ДУМР) и созданный в июле 1996 г. на базе духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России Совет муфтиев России, который возглавил Р. Гайвутдин.

Между этими центрами нет единства. Противоречия существуют и внутри мусульманского духовенства.

Если в Центральной России, Поволжье, Приуралье и Сибири противостояние старой (ДУМЕС - ЦДУМ) и новых структур имеет более острый характер и, судя по всему, далеко не завершилось, то дезинтеграция духовного управления мусульман Северного Кавказа прошла сравнительно безболезненно. Здесь в каждой республике образовалось свое духовное управление.

Серьезные трудности пережило духовное управление Дагестана. В первые годы после распада единого духовного управления мусульманская община Дагестана разделилась по национальному признаку: в составе духовного управления были созданы Аварское, Кумыкское и даргинское отделения. Сегодня эти отделения приостановили свои действия и подчиняются единому духовному управлению мусульман Дагестана.

Таким образом, на Северном Кавказе каждый национальный мусульманский лидер получил свое духовное управление и власть над своими соплеменниками единоверцами в отличие от центральной России, где несколько муфтиев претендуют на общероссийское лидерство, претензии здешних муфтиев не выходят за пределы образования. Северокавказские исламские лидеры пока избегают непосредственного участия и в политической борьбе.

Междоусобная борьба Мусульманских лидеров мешает выработке единой концепции по наиболее важным вопросам исламской теологии и единой позиции в определении места и роли ислама в современной идейно-политической жизни России.

Страницы: 1 2 


Интересные материалы:

Культ кузнецов
Наряду с жрецами и шаманами особое место, хотя и менее заметное, в религии народов Африки занимают кузнецы. Добывание и обработка железа в Африке известны издавна, и кузнечное дело у большинства народов выделилось в особую профессию, как ...

Буддизм и искусство
В искусство буддизм принес совершенно определенные идеи: несовершение зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно – образный характер. С древнейших времен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда си ...