Введение

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Уже поэтому личность его основателя и сущность его учения способны вызывать к себе интерес не только в среде специалистов, занимающихся изучением Индии или религий Востока, но и в более широких кругах. Буддизм возник первоначально как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с окостеневшей брахманской ортодоксией и внешним ритуализмом. Буддизм отверг как брахманское учение о сакральности сословно - варновой системы, так и аворитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым-архатом или буддой. В течение тысячи лет буддизм процветал в Индии, определяя ее духовный облик, но постепенно был вытеснен из нее окрепшим и возродившимся индуизмом и после 13в.н.э. практически полностью исчезает на своей исторической родине. С начала нашей эры буддизм начинает распространяться в Китае, откуда позднее проникает в Корею и Японию. Позднее, с 7 в. буддизм начинает проникать в Тибет, откуда он приходит в Монголию и к некоторым народам Сибири. С конца 19в. буддизм начинает в определенной степени проникать в страны Европы и Америки, где появляются общины последователей различных направлений этой религии. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также корейское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Таиланде, Лаосе[2,c.5].

Настольной книгой буддиста является Дхаммапада, в которой собраны 423 наиболее важные изречения из различных текстов палийского канона, изложенных афористично и ярко. Она содержит все учения целиком и представляет собой настоящий компендиум буддийской мудрости, которая, как указывается в каноне, постигается в первую очередь сердцем, а не разумом.

Основатель буддизма - реальная историческая личность. Так считает большинство ученых, занимающихся историей этой религии. Говоря об основателе буддизма, его называют разными именами: Сиддхартха, Гаутама, Шакьямуни, Будда, Татхагата, Джина, Бхагаван и др. Означают эти имена следующее:Сиддхартха-личное имя, Гаутама- имя рода, Шакьямуни «мудрец из племени шаков (или шакья)», Будда- «просветленный», Татхагата- Так приходящий и так уходящий», Джина- «победитель», Бхагаван-« торжествующий». Самое распространенное из них имя- эпитет «Будда», от которого пошло название всей религии.

В настоящее время известны пять биографий Будды: «Махавасту», написанная во 2в. н.э.; «Лалитавистара», появившаяся во 2-3 вв. н.э.; «Буддхачарита», изложенная одним из буддийских философов, поэтом Ашвагхошей (1-2 вв.н.э.); «Ниданакатха» (примерно 1 в.н.э.); « Абхинишкраманасутра», вышедшая из-под пера буддийского схоласта Дхармагупты.

Основные разногласия возникают при определении времени жизни Гаутамы: эта датировка колеблется от 9 до 3 в. до н.э. Согласно официальному буддийскому летосчислению, Гаутама родился в 623г. и умер в 544г.до н.э., но большинство исследователей считают датой его рождения 564г., а смерти-483г. до н.э., иногда округляя их до 560 и 480[2,c.7].

Во всех этих биографиях реальная и мифологическая жизнь Будды тесно переплетены друг с другом. Но из многочисленных мифов все же можно составить представление о родоначальнике одной из мировых религий.


Интересные материалы:

Эпос. Философские тексты Махабхараты.
Индийский эпос колоссален по объему и уникален во многих отношениях. Эпические произведения Рамаяна и Махабхарата почитаются как священные книги индуизма. На протяжении веков они способствовали вырабатыванию религиозно-философских идеалов ...

Представление имени в Ветхом Завете
Священное Писание отводит особую роль имени. Для большинства библейских персонажей имя нечто большее, чем просто личное название человека, даваемое при рождении, отличительный признак или титул. Имя для библейского народа есть фактор само ...