Погребение усопших.

По смерти христианина тело его омывают, одевают в чистые, если возможно, в новые одежды и полагают в саван (белый покров) в знак того, что умерший при своем крещении, дал обет проводить жизнь в чистоте и святости, - или же одевают в одежды звания умершего в указании того, что он идет к Господу Богу дать отчет в прохождении им обязанностей своего звания.

На лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи и с надписью ”Святый Боже…” в знак того, что умерший как христианин вел на земле борьбу за правду Божию и умер с надеждой, по милосердию Божию и ходатайству Божией Матери и Иоанна Предтечи, получить венец на небесах.

На руки его кладут крест или какая-либо икона в знак веры умершего во Христа, Божию Матерь и святых угодников Божьих.

Тело умершего полагается в гроб и наполовину покрывается священным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Православной Церкви.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи в знак того, Что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.

Затем при гробе начинается чтение псалтири с прибавлением молитв об упокоении умершего, и служатся панихиды (до погребения полагается особое последование по исходе души, помещенное в конце псалтири). Псалмы читают в утешение скорбящих о смерти умершего.

Служатся панихиды (краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении в царстве небесном умершего). При панихидах собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что они верят в светлую будущую жизнь. В конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потухнуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца.

До погребения тело для отпевания переносилось в храм. Перед выносом совершалась краткая заупокойная служба (лития), а во время перенесения пели “Святый Боже…”

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю, и по четырем сторонам гроба зажигаются светильники. Идет служба отпевания.

После отпевания родные и знакомые дают умершему последнее целование, прощаются с ним, после чего тело умершего обертывается саваном и священник посыпает его крестообразно землей, произнося:”Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущие на ней”. Гроб закрывают крышкой и умершему поется “вечная память”.

Гроб переносится на кладбище и опускается в могилу, лицом на восток. При этом совершается заупокойная лития.

На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом, как величественное дерево, под тенью которого покоится христианин.

Святая Православная Церковь молится за усопших в третий, девятый, и сороковой дни после их смерти.

В третий день

, вспоминая трехдневное воскресение Иисуса Христа, молит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни.

В девятый день

молит Господа, чтобы Он сопричислил умершего к лику угодников Божиих, разделяемых, как и ангелы, на девять чинов.

В сороковой день

совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и умершего.

Иногда поминовение умершего, по усердию и вере его родных, совершается ежедневно, в течение всех сорока дней, со служением заупокойной литургии и панихиды. Это поминовение называют сорокоустом.

На годовщину

смерти молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни. День перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.


Интересные материалы:

Социальная роль религии.
Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях. Из всего вышесказанного ясно, что религия воздействует на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. Результат, последствия выполнения религией ее функций может быть ...

Принятие христианства на Руси
История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей русской историографии. "Характерно, что ни один из историков прошлого не занимался систематическими исследованиями в области истории це ...