Погребение усопших.

По смерти христианина тело его омывают, одевают в чистые, если возможно, в новые одежды и полагают в саван (белый покров) в знак того, что умерший при своем крещении, дал обет проводить жизнь в чистоте и святости, - или же одевают в одежды звания умершего в указании того, что он идет к Господу Богу дать отчет в прохождении им обязанностей своего звания.

На лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи и с надписью ”Святый Боже…” в знак того, что умерший как христианин вел на земле борьбу за правду Божию и умер с надеждой, по милосердию Божию и ходатайству Божией Матери и Иоанна Предтечи, получить венец на небесах.

На руки его кладут крест или какая-либо икона в знак веры умершего во Христа, Божию Матерь и святых угодников Божьих.

Тело умершего полагается в гроб и наполовину покрывается священным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Православной Церкви.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи в знак того, Что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.

Затем при гробе начинается чтение псалтири с прибавлением молитв об упокоении умершего, и служатся панихиды (до погребения полагается особое последование по исходе души, помещенное в конце псалтири). Псалмы читают в утешение скорбящих о смерти умершего.

Служатся панихиды (краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении в царстве небесном умершего). При панихидах собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что они верят в светлую будущую жизнь. В конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потухнуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца.

До погребения тело для отпевания переносилось в храм. Перед выносом совершалась краткая заупокойная служба (лития), а во время перенесения пели “Святый Боже…”

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю, и по четырем сторонам гроба зажигаются светильники. Идет служба отпевания.

После отпевания родные и знакомые дают умершему последнее целование, прощаются с ним, после чего тело умершего обертывается саваном и священник посыпает его крестообразно землей, произнося:”Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущие на ней”. Гроб закрывают крышкой и умершему поется “вечная память”.

Гроб переносится на кладбище и опускается в могилу, лицом на восток. При этом совершается заупокойная лития.

На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом, как величественное дерево, под тенью которого покоится христианин.

Святая Православная Церковь молится за усопших в третий, девятый, и сороковой дни после их смерти.

В третий день

, вспоминая трехдневное воскресение Иисуса Христа, молит Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни.

В девятый день

молит Господа, чтобы Он сопричислил умершего к лику угодников Божиих, разделяемых, как и ангелы, на девять чинов.

В сороковой день

совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и умершего.

Иногда поминовение умершего, по усердию и вере его родных, совершается ежедневно, в течение всех сорока дней, со служением заупокойной литургии и панихиды. Это поминовение называют сорокоустом.

На годовщину

смерти молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни. День перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.


Интересные материалы:

Откуда берутся сны
Что такое сон и откуда берутся сновидения, или откуда берутся привидения, или что такое душа, или более глобально – когда образовалась вселенная - над этими вопросами ломают головы тысячи ученых (по крайней мере так говорят по всем СМИ). ...

Дхарма
Скандхи никоим образом не есть субстанции, они именно группы элементов, причем выделяемые достаточно условно и формально - реальны (и то по учению большинства буддийских школ только относительно) именно элементы, а не их группы - скандхи. ...