Материалы по религии » Женщина в мусульманском обществе » Мусульманская женщина: сложные последствия наложенных ограничений...

Мусульманская женщина: сложные последствия наложенных ограничений...
Страница 1

Восточная женщина и “графический круг чадры

"

.

Термин - “гедонизм" - взятый от древних греков, - как известно, означает наслаждение, блаженство. В мусульманском мире хиджаб (чадра, покрывало) и его пространственный символ - стены гарема, как это не странно, тесно связаны с понятием и содержанием гедонизма. В средние века хиджаб выполнял охранительные функции женщины от гедонистической агрессивности чужих мужчин. Вместе с тем, однако, хиджаб очерчивал и гедонистический круг для мужа, которому принадлежала женщина. То есть хиджаб как бы вычерчивал вокруг женщины “черную окружность” и последняя служила кругом гедонизма мужа. Хиджаб являлся “стеной”, устанавливающей границы восприятия мужем собственной жены. Таким образом, между стенами и чадрой существовала конкретная синонимичность, направленная по первоначальному замыслу культурной традиции на охрану женского достоинства.

Теперь же взглянем на прямо противоположные результаты целям, предусмотренным культурой “сокрытия лица”.

Культура сокрытия, “утаивания женщины в текстиле" ригористически направлена против мужской сексуальности. С помощью морали же символы чести и достоинства еще более усиливают эту жесткость, а, кроме того, идеологизируют ее. Однако опять же можно заметить, что, если в одном плане ужесточаемый “укрытием лица” моральный ригоризм и приводит к преследующим им результатам, в другом плане - он порождает альтернативу своим задачам.

Если мы обратимся к средневековой мусульманской поэзии Востока, то увидим, что направленный против женщин ригоризм Шариата так не смог утвердиться в стихах того периода. На Востоке трудно выискать хотя бы один стих, восхваляющий созданный Шариатом тип идеала Женщины. Стоящая в центре мусульманской поэзии прекрасная дама, часто обозначенная термином “афет”[1], ни по своему поведению, ни по своей психологии никак не соответствует “концепции женщины" Шариата. Однако ее антитетичность Шариату, религиозной морали не подводит этот образ и под категорию восточных “беспутниц", “блудниц". Афеты (красавицы) занимают в галереи Женщин Востока особое промежуточное место. Они составляют некий средний ряд между женщинами Шариата и блудницами, женщинами для забавы. Однако эта срединность никак не символизирует обыкновенную посредственность. Это то промежуточное состояние, которое создает чарующий мир любовной поэзии, облагороженный и возвышенный именно как стихия творчества.

Исторические факты свидетельствуют, что средневековые поэты, сколь бы они не отличались в своей повседневной жизни по поступкам, психологии и осмыслению от простых людей, сколько бы не преподносили на все четыре стороны сюрпризы своей странности, все же не являлись, подобно богемным художникам ХХ века, носителями декаденсного сознания, не были субъектами необузданного маргинального поведения. И они, подобно остальным мусульманам, выбирая женщину для брака, предпочитали шариатские нормы. Трудно предположить, чтобы Физули или Насими согласились бы создать семью с кокетками и “предательницами” - персонажами своих стихов.

Почему же в таком случае в своей поэзии они отдавали предпочтение не спокойному типу женщины, предназначенной для брака, а красавицам-фуриям, кокеткам-изменщицам, известным своим опасным непостоянством? Дело в том, что образ женщины, соответствующий идеалу Шариата, не мог создать в поэзии никакой психологической сложности, напряжения или опасного безрассудства. Поэтому такие женщины подходили для того, чтобы на них жениться и создать спокойствие, но никак не для поэзии. Средневековых поэтов (помимо вина) два символа приводили в состояние экстатического вдохновения: мистическая любовь к Аллаху и . кокетство безумствующих фурий, отмеченных печатью непостоянства.

Стало быть, с одной стороны, средневековые мусульманские поэты с удовольствием принимали “концепцию женщины" Шариата, с другой же - такой образ женщины они не могли поставить в центр своего творчества. Именно поэтому в средневековой мусульманской культуре наблюдался диссонанс и несовместимость двух противоположных взглядов на женщину.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

В кинематографе
· Монти Пайтон и Священный Грааль (1975) · Индиана Джонс и последний крестовый поход (1989) · Код да Винчи (2006) · Король-рыбак / The Fisher King (1991) · The Secret Glory of Otto Rahn, 2001, Richard Stenley · В научно-фантастическо ...

Радикализм и экстремизм в Центральной Азии.
Радикальные и экстремистские субъекты – это наиболее активная и самая малочисленная часть исламского движения в любом регионе мира, в том числе и в Центральной Азии. Следует, однако, отметить, что многие отождествляют понятия «исламский р ...