Материалы по религии » Церковный раскол XVII века » Начало раскола. Монархия и Церковь.

Начало раскола. Монархия и Церковь.
Страница 1

«Посели в доме твоем чужого, и он расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих.» (Ветхий Завет. Книга премудрости Исуса, сына Сирахова. 11.34)

Главным виновником церковного раскола в России был московский патриарх Никон. Он вступил на патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они сговорились переделать Русскую Церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую современную им церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой. Алексей Михайлович возмечтал сделаться византийским императором, а Никон – вселенским патриархом. В этих видах они и задумали во всем сблизить Русскую Церковь с греческой.

Официальным началом раскола можно считать поставление в 1652 году царем Алексеем Михайловичем Романовым на патриарший престол Никона. Никон это человек, который не получил никакого школьного образования, не отличался даже начитанностью или какими-либо талантами (кроме скандальности, надменности, жадности, горделивости, жестокости, что назвать талантами трудно). Он выучился лишь читать и писать, и то не совсем грамотно. Зато, став патриархом, постарался окружить себя «учеными» греками. Наибольшее значение имел при нём Арсений Грек. Об этом человеке необходимо сказать подробнее, ибо Никон во всем ему доверялся: «…Был этот грек веры весьма сомнительной и поведения бесчестного. Воспитание и образование он получил в Риме у латинских иезуитов. По возвращении после этого на восток, он здесь принял магометанство. Вернувшись потом в христианство, он вскоре уклонился в латинство. Арсений был нетвёрд в православии и готов был во всякое время держаться какой угодно веры, лишь бы это было ему выгодно. Когда он прибыл в Россию в патриаршество Иосифа - предшественника Никона, духовные власти отправили его в Соловецкий монастырь «под начал*[5]», как опасного вероотступника для исправления его веры. Отсюда и взял его Никон к себе и сразу сделал главным своим помощником и руководителем в церковных делах»*[6].

Но «Главным вдохновителем Никона на реформы Русской Церкви, по собственному его признанию, был восточный патриарх Афанасий Пателарий, три раза восходивший на патриарший Константинопольский престол: в первый раз он пробыл на нем лишь сорок дней (в 1633 г.), во второй раз - около года (1634-1635 гг.) и в третий раз – только пятнадцать дней (1651г.) . Афанасий был латинщик, его прочили в александрийские патриархи именно «католические круги», рекомендуя его как «доброго католика, пользующегося расположением Пропаганды» (папского учреждения, созданного для совращения греков в латинство)». Таков был первый вдохновитель Никона. Последующие его сотрудники и помощники были с подобной закваской. Царь, со своей стороны, предоставил Никону неограниченное право и чрезмерную власть во всём, что касалось дел церковных. Никон этим правом воспользовался широко…

История сохранила о Никоне такие воспоминания: силён был не в грамотности и смирении, а в жестокости и упрямстве, «…держал себя гордо, недоступно. К архиереям относился надменно, не хотел называть их своими братьями. Страшно унижал и преследовал остальное духовенство. Все тюрьмы наполнились священными лицами, чем-либо провинившимися перед гневным и суровым патриархом. Он истязал даже своего духовного отца: держал его в подвале закованным в цепи, мучил его голодом и побоями. В народе Никона называли волком и лютым зверем. Сам же Никон величал себя, подобно римским папам, «крайним святителем» и «отцом отцов». Титуловался даже «великим Государем»: стремился захватить в свои руки и государственную власть. Никон любил богатство и роскошь, – после царя он был первым богачом в России: ежегодно он собирал более 700.000 рублей дохода».*[7] На современные деньги – это миллиарды рублей.

Это после никоновской «любви» к роскоши, золоту, жемчугам и драгоценным каменьям церковь господствующая обременилась и отяготилась мирскими богатствами, земными кандалами. Иконы, – окна в Царство Небесное, в горние миры, – обложили и заковали в земные – золотые и серебряные, а сегодня уже и в алюминиевые, и в жестяные, – кандалы.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Экономический аспект.
Ислам утверждает права, которых женщина была лишена как до Ислама, так и позднее (вплоть до нынешнего столетия), права на независимую собственность. По законам Ислама полностью признается право женщины на ее деньги, имущество и другие вид ...

Никео-Цареградский Символ веры
Никео-Цареградский символ веры своим происхождением относят ко второму вселенскому собору, хотя протокольно это не выяснено. Есть разные предположения, каким образом этот символ стали относить ко второму вселенскому собору, но мы видим, ч ...