Заключение

Итак, рассмотрев историю появления и развития ислама в нашей стране, отметим следующее.

На территории современной России первые мусульмане - купцы из Халифата - появляются уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком.

Независимые мусульманские государства на территории России существовали тысячу лет - с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны.

Расцвет ислама и государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVI века) приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

Ислам проник на Сев. Кавказ в результате арабских завоеваний. Первыми его приняли народы Дагестана. Несмотря на то, что Арабскому халифату не удалось надолго закрепиться в Дагестане, распространение ислама продолжалось. В 913 г. арабский проповедник Абу Муслим распространил ислам среди лезгинов. В Х-ХII вв. ислам принимают другие народы юга Дагестана.

Настоящая исламизация народов Западного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионе Османской империи и ее вассала - Крымского ханства.

Российское правительство всячески препятствовало созданию самостоятельного северокавказского мусульманского духовного управления.

С середины 20-х гг. власти переходят к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры. Уже к 1923 г. была ликвидирована система высшего мусульманского образования.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) антирелигиозная волна несколько стихла и некоторые мечети были вновь открыты.

Демократизация общественной жизни в Советском Союзе, начавшаяся во второй половине 80-х гг., ослабление и последующее упразднение тоталитарного партийно-государственного диктата, принятие в 1990 г. прогрессивного законодательства о свободе совести и вероисповеданий открыли перед исламом, как и перед другими религиями, небывалые в истории России возможности для полнокровной жизни, восстановления канонических норм и внутреннего устройства.

[1] Малашенко А. М Исламское возрождение в современной России / Московский центр Карнеги. 1998. С. 113—114.


Интересные материалы:

Туринская плащаница
Все версии нерукотворного Лика Иисуса Христа, так или иначе, восходят к единому источнику - к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. Ис ...

Цель
Среди произведений античности, направленных против христианства, книга Цельса занимает исключительное место. Это древнейшее крупное произведение, содержащее развернутую критику христианского учения, дошло до нас в значительной своей части ...