Скотоводческий культ

К весьма древней эпохе восходит, несомненно, скотоводческий культ. С ним связано, в частности, происхождение древнего праздника пасхи, который вначале был чисто скотоводческим праздником – весенним жертвоприношением первого приплода стад. Робертсон Смит правильно обратил внимание на тотемическую основу этого жертвоприношения. Впоследствии к первоначальной пасхе примешались совершенно иные элементы – черты земледельческого культа.

Со скотоводческим культом были связаны и некоторые образы духов и богов, слабые следы которых сохранились в тексте Библии, несмотря на тщательное редактирование его иерусалимскими жрецами. Сюда относится, например, мифологический образ Азазела, в жертву которому в определенные моменты приносили козла; этого козла Азазела (в русском переводе Библии – «козла отпущения») изгоняли живым в пустыню, «возлагая» на его голову все грехи народа. Этот обряд с козлом отпущения, который считается как бы искупительной жертвой за грехи и преступления всего народа, хорошо проанализирован Дж. Фрэзером в его «Золотой ветви», где собрано и много других аналогичных обрядов у разных народов.

В ту эпоху существовало, видимо, много представлений о разных духах, слабые следы этого сохранились в Библии. В Исходе упоминается «дух-губитель», который истребляет всех первенцев египетских и щадит первенцев израильских. В книге Судей бог посылает к евреям злого духа. Злой дух от бога посещает неоднократно царя Саула и мучит его. Еще в одном тексте бог же посылает к людям «духа лживого».

Очень вероятно существование в кочевую эпоху культа луны, связанного с лунным календарем. Еще Ю. Велльгаузен предположил, что именно к этому культу восходит происхождение празднования субботы, до сих пор сохранившее большое значение в еврейской религии. Первоначально, однако, это не был недельный день отдыха, а скорее празднование или новолуния (как считал сам Велльгаузен), или полнолуния. Еще в царскую эпоху евреями справлялся праздник «новомесячия».


Интересные материалы:

Правила совершения паломничества
Центральными устремлениями при совершении паломничества можно назвать: 1. совершение религиозного обряда или участие в таковом; 2. поклонение святому месту, храму, мощам; 3. духовное совершенствование; 4. получение благодати, исцелени ...

Слова об Илии
В Мк.9,12 Иисус говорит, что и его ждет участь Крестителя. Этот вывод согласуется с другими высказывания­ми Иисуса о Крестителе. Иисус видел в нем пророка Божьего, даже больше чем пророка (Мф.11,9 пар. Лк.7,26), и рассматривал себя самого ...