Материалы по религии » Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период » Реформы в области государственно-конфессиональных отношений

Реформы в области государственно-конфессиональных отношений

Учреждение Государственного комитета по делам религий и национальностей — беспрецедентное явление в истории взаимоотношений между религиозными организациями и белорусским государством. Оно стало возможным в тех принципиально новых общественно-политических условиях, которые сегодня, пусть трудно и не без противоречий, складываются в нашей стране,— формирования гражданского общества, правового и светского государства. Отныне открылась реальная возможность обеспечить действительное равенство верующих и неверующих, реализовать на практике принцип правового равенства религиозных организаций.

То, что Государственный комитет по делам религий и национальностей находится в системе органов исполнительной власти, позволяет ему гибко и оперативно решать вопросы практической реализации религиозной политики. Вместе с тем анализ его компетенции дает основание сделать вывод, что она недостаточна для эффективного исполнения возложенных на него задач. Именно поэтому представляется необходимым законодательно придать госоргану по делам религий контрольные полномочия, что, на наш взгляд, будет способствовать соблюдению законности в области свободы совести.

За короткий срок в республике проведены важные вероисповедные реформы. Однако мы не можем безапелляционно утверждать, что наше государство имеет целостную, научно обоснованную концептуальную модель своей политики в сфере свободы совести и вероисповеданий.

Наиболее слабыми сторонами такой политики сегодня являются:

· попытки сводить в нормативных правовых документах конституционное право граждан на свободу совести к праву на свободу вероисповеданий, свободу религии, то есть осуществлять подмену широкого понятия узким;

· рассмотрение вопроса о праве человека на свободу совести не как принадлежность к его частной жизни, а как ипостась проблемы сферы публично-правовых отношений, что ведет к политизации религиозных организаций и насильственной клерикализации общественных и государственных институтов;

· затягивание процесса совершенствования законодательной базы государственно-конфессиональных отношений.

На повестке дня — внесение в Кодекс об административных правонарушениях ряд составов правонарушений: участие религиозных организаций в деятельности политических партий, получение их финансовой поддержки, систематическое занятие религиозной организации неуставной деятельностью, принуждение к выполнению религиозных обрядов и т. д.


Интересные материалы:

Божества, связанные с праздничной обрядностью
Купала В восточнославянской мифологии Купала – главный персонаж праздника летнего солнцестояния, плодотворящее божество неба. Праздник в честь Купалы отмечался 24 июня по старому стилю, в день, когда солнце поворачивалось «на зиму», т. е ...

Общая характеристика кельтского народа и их роль в общемировой истории
Кельты (греч. Keltoi), близкие по языку и материальной культуре племена, обитавшие первоначально в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная и позднее заселившие территорию современных Франци ...