Материалы по религии » Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период » Пути совершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций

Пути совершенствования правового регулирования деятельности религиозных организаций

Универсальный и комплексный характер свободы совести, наличие в ее структуре юридического и других компонентов требуют при реализации этой свободы объединенных действий самых различных структур правоохранительных органов, органов государственного управления, образовательных учреждений и т. д.

Совершенствование правового регулирования деятельности религиозных организаций не может исчерпываться только обновлением законодательства и перестройкой механизма его реализации.

Оно требует коренного повышения политической и правовой культуры представителей государственных органов и религиозных организаций, поскольку нормативное влияние на социальную действительность всегда опосредуется сознанием людей, составляющим важнейший элемент правового регулирования общественных отношений.

Конституционные нормы и законы государств, определяющие правовое положение религиозных организаций, разнообразны. Они тесно связаны с целевыми установками и объемом демократических прав и свобод в каждом конкретном обществе. По нашему мнению, «здесь необходим не поиск эталонов или готовых моделей, а выработка собственных методов и форм решения проблем свободы совести, основанных на глубоком научном анализе как отечественного, так и зарубежного опыта»[7, С. 112].

Но даже при самом демократическом понимании свободы совести и самом безупречном законодательстве по этому вопросу на деле можно столкнуться с практическими препятствиями, обусловленными характером и особенностями данного общества, уровнем подготовки и общей культуры кадров, призванных его реализовывать. Словом, решающим фактором при осуществлении принципа свободы совести могут оказаться конкретнее социальные, культурные традиции и условия. Именно здесь, на наш взгляд, ахиллесова пята принципа свободы совести в нашем обществе.

«Социальное пространство современной Беларуси имеет две отличительные характеристики — полиэтничность и поликонфессиональность, которые обусловили гетерогенность белорусской национальной культуры. Теоретически плюрализм несет обществу благо. Однако на практике, особенно в обществах переходного периода, каким является наша страна, полиэтничность и поликонфессиональность выступают достаточно противоречивыми явлениями по своей роли в социуме»[7, С. 113].

Оптимизация развития государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений предусматривает и соответствующие усилия со стороны церквей и конфессий. Стремление адаптироваться к новым социальным условиям, к проблемам, которые поставила перед религиозным сознанием научно-техническая революция, и в то же время необходимость продолжать свое религиозное служение в секуляризованном мире — все это в комплексе и поставило церковь в творчески-проблемную, поисково-новаторскую ситуацию, которая только и способна вывести ее за границы «допороговой сферы» традиционной по своим формам, методам и приемам деятельности.

Эффективно оптимизировать отношения между конфессиями белорусского общества можно только на основе сотрудничества как формы разрешения конфликта.

Проблема государственно-правового регулирования религиозных процессов является обязательным и чрезвычайно важным составным элементом процесса совершенствования социальных отношений, цель которых — создание в нашей стране подлинно правового государства, основанного на гуманистических ценностях и основных критериях гражданского общества, гармонично сочетающего обеспечение основных прав и свобод граждан с интересами общества и государства.


Интересные материалы:

Философское понятие мифа
Что такое мифы? В понимании многих людей миф – это, прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и гер ...

Методы борьбы пастыря с суевериями и пережитками язычества в сознании прихожан
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням. 2 Тим. 4. 3 Познание природы, философские искани ...