Материалы по религии » Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период » Факторы влияющие на интенсивность и рост религиозности

Факторы влияющие на интенсивность и рост религиозности
Страница 1

Важным аспектом понимания интенсивности и динамики религиозности в Беларуси является ее зависимость от вероисповедных предпочтений и социальных настроений белорусов. Об этом говорят следующие данные.

О своей глубокой религиозности заявили 4,2 процента сторонников православия, 10,2 - католицизма и 75 - церкви ЕХБ (евангельских христиан баптистов). Среди тех, кто относит себя к православным, 27, 7 процента убеждено, что главная задача религии состоит в том, чтобы помогать людям в достижении высшего счастья, то есть вечного блаженства после смерти; среди католиков, думающих так, - 39, 4, а среди приверженцев церкви ЕХБ — 90, 5 процента.

Результаты социологического исследования показывают, что широта и степень индивидуальной и групповой религиозности значительно более выражена в тех социальных слоях, которые привержены протестантской церкви. В социальных слоях, где исповедуется католицизм и в особенности православие, религиозное влияние заметно слабее.

Подобная ситуация сформировалась в результате более интенсивной и методичной пропагандистской работы протестантских религиозных организаций и объединений. В этом отношении костел и особенно церковь более инертны. Высокая степень религиозной мобилизации верующих протестантских деноминаций говорит о том, что протестантские деятели больше внимания уделяют социально-экономической и культурно-исторической специфике Беларуси, ее современным проблемам, повседневным заботам граждан.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что наиболее часто к вере в Бога обращаются под влиянием семейных традиций (44,7 процента). Причем, среди респондентов, относящих себя к последователям католицизма и церкви ЕХБ, численность тех, кто получил прививку религиозности в семье, достигает 70 процентов.

Большое влияние на рост религиозности оказывают индивидуальная реакция людей на повсеместные проявления человеческой бездуховности, а также кризис привычных ценностей, обусловленный распадом советской общественно-политической системы. Внутренний мир людей стал остро нуждаться в компенсации и защите, обретение которых, как выясняет субъективный опыт многих, возможно в религии.

Именно болезненное восприятие проблем новейшей общественной жизни побуждает людей обращать свои взоры в сторону религии. Крах многих общественных иллюзий, массовая фрустрация служат хорошей питательной основой для повышенного интереса к тематике, тем или иным образом затрагивающей религиозное миропонимание. Сегодня каждому третьему из опрошенных свойственно убеждение в том, что человеку нужно во что-то или в кого-то верить. Подобные убеждения формируют подходящий духовный климат для религиозных исканий человека.

Итак, в Беларуси существенно возросли масштабы религиозности. Однако что из себя представляют ее профили, как они соотносятся с традиционными религиозными институтами, как их носители строят свои отношения с государством и обществом?

«Социологический анализ позволяет утверждать, что в Беларуси сложилось относительное равновесие интересов общества, государства и религиозных организаций, различных групп верующих. Профили религиозного действия, выраженные в религиозно-обрядовой, культовой практике и тем или иным образом затрагивающие государственно-правовые нормы, в целом носят бесконфликтный характер»[6, С.220].

В идеале отношения между государством и верующими, а также между самими организациями верующих должны строиться на основе сотрудничества и взаимного уважения. Это безусловная норма цивилизованной жизни.

С такой меркой и подходят наши граждане к положению дел в Беларуси в области религиозных прав и свобод. Больше половины из них склоняются к позитивным оценкам ситуации. Тем не менее, если рассмотреть конфессиональный профиль этой проблемы, то обнаруживается явление, сходное с тем, что открывается в контексте предыдущего вопроса. Респонденты, ориентированные на протестантские религиозные ценности, более критично трактуют положение дел.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Причины «охоты на ведьм»
XVI век в Европе – время начала процесса модернизации, расширения свободы человеческого сообщества. Однако большинство исследователей не фиксируют в источниках улучшение статуса женщины. Наоборот, во многих европейских странах образ ленив ...

Отражение славянских богов в сказках.
Как сказка – мир. Сказания народа, Их мудрость темная, но милая вдвойне, Как эта древняя могучая природа, С младенчества запали в душу мне. ...