Материалы по религии » Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период » Факторы влияющие на интенсивность и рост религиозности

Факторы влияющие на интенсивность и рост религиозности
Страница 1

Важным аспектом понимания интенсивности и динамики религиозности в Беларуси является ее зависимость от вероисповедных предпочтений и социальных настроений белорусов. Об этом говорят следующие данные.

О своей глубокой религиозности заявили 4,2 процента сторонников православия, 10,2 - католицизма и 75 - церкви ЕХБ (евангельских христиан баптистов). Среди тех, кто относит себя к православным, 27, 7 процента убеждено, что главная задача религии состоит в том, чтобы помогать людям в достижении высшего счастья, то есть вечного блаженства после смерти; среди католиков, думающих так, - 39, 4, а среди приверженцев церкви ЕХБ — 90, 5 процента.

Результаты социологического исследования показывают, что широта и степень индивидуальной и групповой религиозности значительно более выражена в тех социальных слоях, которые привержены протестантской церкви. В социальных слоях, где исповедуется католицизм и в особенности православие, религиозное влияние заметно слабее.

Подобная ситуация сформировалась в результате более интенсивной и методичной пропагандистской работы протестантских религиозных организаций и объединений. В этом отношении костел и особенно церковь более инертны. Высокая степень религиозной мобилизации верующих протестантских деноминаций говорит о том, что протестантские деятели больше внимания уделяют социально-экономической и культурно-исторической специфике Беларуси, ее современным проблемам, повседневным заботам граждан.

Социологические опросы свидетельствуют о том, что наиболее часто к вере в Бога обращаются под влиянием семейных традиций (44,7 процента). Причем, среди респондентов, относящих себя к последователям католицизма и церкви ЕХБ, численность тех, кто получил прививку религиозности в семье, достигает 70 процентов.

Большое влияние на рост религиозности оказывают индивидуальная реакция людей на повсеместные проявления человеческой бездуховности, а также кризис привычных ценностей, обусловленный распадом советской общественно-политической системы. Внутренний мир людей стал остро нуждаться в компенсации и защите, обретение которых, как выясняет субъективный опыт многих, возможно в религии.

Именно болезненное восприятие проблем новейшей общественной жизни побуждает людей обращать свои взоры в сторону религии. Крах многих общественных иллюзий, массовая фрустрация служат хорошей питательной основой для повышенного интереса к тематике, тем или иным образом затрагивающей религиозное миропонимание. Сегодня каждому третьему из опрошенных свойственно убеждение в том, что человеку нужно во что-то или в кого-то верить. Подобные убеждения формируют подходящий духовный климат для религиозных исканий человека.

Итак, в Беларуси существенно возросли масштабы религиозности. Однако что из себя представляют ее профили, как они соотносятся с традиционными религиозными институтами, как их носители строят свои отношения с государством и обществом?

«Социологический анализ позволяет утверждать, что в Беларуси сложилось относительное равновесие интересов общества, государства и религиозных организаций, различных групп верующих. Профили религиозного действия, выраженные в религиозно-обрядовой, культовой практике и тем или иным образом затрагивающие государственно-правовые нормы, в целом носят бесконфликтный характер»[6, С.220].

В идеале отношения между государством и верующими, а также между самими организациями верующих должны строиться на основе сотрудничества и взаимного уважения. Это безусловная норма цивилизованной жизни.

С такой меркой и подходят наши граждане к положению дел в Беларуси в области религиозных прав и свобод. Больше половины из них склоняются к позитивным оценкам ситуации. Тем не менее, если рассмотреть конфессиональный профиль этой проблемы, то обнаруживается явление, сходное с тем, что открывается в контексте предыдущего вопроса. Респонденты, ориентированные на протестантские религиозные ценности, более критично трактуют положение дел.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Пример жанрового анализа поэтического текста.
Рассмотрим в качестве примера Псалом 36. 1. Анализ поэтических форм. Для анализа форм рассмотрим часть псалма 1-14 (см. схему). В этой части псалма можно встретить те два типа параллелизмов, который были рассмотрены выше. Синтетический ...

Священные книги иудаизма
Самой почитаемой священной книгой иудаизма является Тора (Пятикнижие), она является Законом для евреев. Невиим и Ктувим вместе с Пятикнижием составляют Танах – Письменную Тору. Евреи считают, что Невиим и Ктувим – это истолкование, освище ...