Особенности иудаизма » Исторические аспекты формирования и развития иудаизма

Исторические аспекты формирования и развития иудаизма
Страница 1

Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Иаков и четыре его жены: Рахель, Леа, Билгьа и Зильпа составляют три поколения Патриархов (Праотцев) и Матриархов (Праматерей) еврейского народа. Они вели кочевой образ жизни. Примерно тридцать восемь веков назад они путешествовали, вместе с женами, детьми, имуществом и стадами по территории сегодняшней Сирии, Израиля и Египта. После долгого пути праотцы становились лагерем, рядом с шатрами других скотоводов-кочевников, вблизи крупных городов. От других архаических племен их отличала вера в Единого Бога, причем их Богослужение подразумевало не только молитвы и жертвоприношения, но также доброту и гостеприимство.

Тора рассказывает о том, как Всевышний клялся Праотцам, что земля Ханаан (современный Израиль) будет принадлежать их потомкам. Однако сильный голод в земле Ханаан вынудил Иакова «спуститься» с семьей в Египет, где пищи было вдоволь, и поселиться там. Спустя столетие в Египте уже насчитывалось много тысяч евреев. Государственный переворот привел к власти в Египте нового фараона. Он обвинил евреев во всех экономических и политических бедах и обратил их в рабов.

Несколько поколений спустя, в классической иудейской трактовке, Бог пожелал исполнить свое обещание, данное Праотцам, и вернуть евреев в Ханаан. Он призвал человека по имени Моше (Моисей в русской традиции) для освобождения евреев и возвращения их в Страну Обетованную. Спустя семь недель после исхода из Египта еврейский народ подошел к горе Синай. Там Моисей получил Тору (свод законов, по которым должны жить евреи) и все сорок лет странствий по пустыне преподавал ее народу. Обращаясь к Моисей, Всевышний заповедовал евреям построить мишкан, то есть переносной храм, с которым можно было путешествовать. Мишкан стал прообразом будущего Храма и синагог вплоть до сегодняшнего дня.

Спустя сорок лет странствий по пустыне, евреи достигли страны Ханаан. Моисей умер, когда Земля Обетованная была уже на горизонте. Завоевание Земли Ханаан возглавил преемник Моисея, пророк Йегошуа. Израильтянам понадобилось несколько лет, чтобы завоевать страну Ханаан. Затем каждое из двенадцати колен получило в ней свой надел, и старейшины каждого колена стали во главе его. Верховную власть осуществляли выдающиеся пророки, чей авторитет принимали все колена. Каждое колено выбирало для себя возвышенность, на которой осуществлялись молитвы и жертвоприношения Всевышнему. Важнейшим местом богослужения были несколько мишканов в разных точках страны.

В этот период евреи страдали от набегов соседей. Судьи проводили мобилизацию для отпора врагу, как правило, только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу одиннадцатого века до. н. э. филистимляне, воинственный народ на юго-востоке, представляли уже угрозу иного рода, так как их целью было полное завоевание Страны Израиля. Перед лицом опасности народ просил Шмуэля, последнего из судей, выбрать достойного царя. Выбор пал на храбреца и праведника по имени Шауль (в русской традиции – Саул).

Саул сумел объединить народ так, как не могли этого сделать судьи и выступил с армией, составленной из представителей всех колен, на войну с филистимлянами. В начале ему сопутствовал успех, но в итоге он потерпел сокрушительное поражение и был убит. Саул царствовал только два года.

Покончить с филистимлянами смог зять Саула Давид, который унаследовал за ним царство и правил 40 лет. Он почти все время воевал и к концу своего правления владел уже небольшой империей. Сын Давида Шломо (в русской традиции Соломон) обеспечил стране мир и процветание. Доходы шли от внутренней и внешней экономической деятельности. К этому моменту скромные мишканы не производили должного впечатления на фоне роскошной городской архитектуры, и Соломон решил заменить их Храмом, строительство которого заняло семь лет.

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Искусство
Древнейшая ранневизантийская иконография Христа имеет своим источником отпечаток на плащанице. Существует несколько случаев чрезвычайно близкого совпадения пропорций и деталей лица на Плащанице с лицом Христа на нескольких монетах и икона ...

Личностный аспект Бога
Прежде чем завершить знакомство с природой Бога, нам необходимо ответить на следующий вопрос: Является ли Бог личностью, или может Он просто некая космическая Сила, идея и т. д.? Рисел Бурум определяет личность следующим образом: «Личнос ...