Особенности иудаизма » Исторические аспекты формирования и развития иудаизма

Исторические аспекты формирования и развития иудаизма
Страница 3

К 200 г. н. э. евреи жили во многих странах. Помимо Святой Земли, очень крупные общины обосновались в Риме, Египте и Персии. Крупнейшее еврейское поселение находилось в Вавилоне. Потомки евреев, изгнанных из Иудеи после разрушения Первого Храма, жили здесь в достатке. В некоторых районах Вавилонии они были настолько богаты, что основали независимые княжества, а еврейские войска помогали местным царям в войнах с Римом.

В Вавилоне изучение Торы достигло высочайшего уровня. В этот период был составлен Талмуд, один из важнейших трудов в Иудаизме. Главы ведущих академий были известны под названием гаонов (гаон, мн. ч. «гаоним», означает «совершенство»). Евреи всего мира консультировались у них по вопросам галахического законодательства. Последний гаон был убит в 1040 г н. э., в период, когда еврейская жизнь в Вавилонии уже пошла на спад.

Средневековая Европа принадлежала к христианскому миру. Правили церковь и аристократия, и зачастую власть церкви была сильнее. Это было трудное для евреев время, в лучшем случае их просто терпели, в худшем – уничтожали. В Средневековой Европе евреев не называли иначе как убийцами Христа и периодически принимались законы, унижающие евреев или ограничивающие их свободу. Иногда евреев заставляли жить в гетто: отдельных кварталах, обнесенных стеной с воротами, запирающимися на ночь. Некоторые декреты обязывали евреев носить специальную одежду. Нередко евреи становились жертвами массовых расправ. Периодически правительства некоторых городов, а иногда и целых стран просто избавлялись от еврейского населения. Например, Англия приняла решение об изгнании евреев в 1290г.

Несмотря на все это, изучение Торы достигло в средневековье новых высот, причем как в Европе, так и в арабском мире. Главной целью еврейских мудрецов стало разъяснение Талмуда. Среди других направлений можно назвать комментирование Письменной Торы и развитие грамматики иврита. Одним из выдающихся мудрецов Торы этого периода был р. Шломо бен Ицхак (1040 – 1105), известный как Раши. Перу Раши принадлежит, наверное, самый известный комментарий Пятикнижия и многие комментарии Талмуда.

В 1492 г. евреи были изгнаны из Испании.

Некоторые из них поселились в Голландии, иные предпочли небезопасный путь в страну Израиля. Группа ученых основала крупнейший центр исследования Торы в городе Цфад. Там работал знаменитый Йосеф Каро. В 1555 был опубликован его основной труд: кодекс Галахи под названием Шульхан Арух («Накрытый стол»). Другие мудрецы занялись изучением мистических толкований взаимоотношений между человеком и Богом.

В период Просвещения на большей части Европы евреи как народ очень выделялись. Они по-иному одевались и говорили на своих языках. Окружающие принимали это как доказательство того, что евреи являются низшей расой и что на них лежит Божье проклятие.

В то же время, некоторые евреи, как правило, самоучки, учили язык нееврейского окружения, осваивали математику и философию. Одним из них был Моисей Мендельсон, популярная личность в Берлине середины восемнадцатого века. Мощный интеллект и интересные философские работы пробили ему дорогу в германское общество.

Мендельсон верил, что евреи будут эмансипированы, если изменят стиль своей жизни.

Он и его последователи старались убедить других евреев изучать секулярные предметы наряду с Библией и Талмудом, пользоваться европейскими языками, прекратить вести деловые записи на иврите, осваивать земледелие и ремесла. Подобное движение, предлагающее евреям компромисс в образе жизни в сторону нееврейского мира получило название Гаскала (еврейское просвещение), а ее приверженцы – маскилим.

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Сочинения протоиерея П. Светлова
Протоиерей Светлов, постоянно обращавшийся в своих сочинениях к изложению учения об искуплении, так характеризует свои исследования: "В сочинениях своих по сотериологии я преследовал две цели: 1) старался выяснить ложь "юридичес ...

Таинство миропомазания.
В Католической церкви это таинство называется конфирмацией. Совершается оно, в отличие от Православной Церкви, как правило, епископом. Это отличие не так уж существенно, ведь и у нас священник помазывает миром, которое освящено архиереем. ...