Материалы по религии » Монастыри города Могилева » Могилевский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Могилевский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Страница 1

Первый документ, упоминающий о Могилевском Спасском монастыре, относится ко второй половине XVI в. В нем говорится, что монастырь был основан могилевскими мещанами при Спасской церкви. Церковь эта - древнейшая в Могилеве, истоки ее теряются в XIII в. Город в то время, по утверждению археолога И. Марзалюка, представлял собой центр феодальной усадьбы-вотчины. Спасская церковь имела особое значение в религиозной и общественной жизни горожан, поскольку Спас считался покровителем (патроном) Могилева. Спасский храм уже в середине XV в. был соборным. При нем находилось братство. Исследователи предполагают, что еще в XV в. (а возможно, и в XIV) при Спасской церкви «приютилось» несколько монашеских келий, число которых постоянно росло благодаря материальной поддержке жителей города.

И Спасская церковь, и монастырь находились в ведении горожан. Они выделяли содержание братии, распоряжались монастырским имуществом. До второй половины XVI в. никаких препятствий в этом отношении могилевские мещане не встречали, но затем им пришлось вести борьбу с полоцкими архиепископами. Около 1576-1577 гг. церковь и монастырь были переданы архиепископу Феофану (Рыпинскому), что вызвало сильное недовольство горожан, которые жаловались королю, что сам архиепископ никогда в Могилеве не бывает, а его представитель церкви «не оправует, только пожитков своих, а не хвалы Божой стережет». В итоге 14 июня 1588 г. мещане получили королевскую подтвердительную грамоту на монастырь и храм.

Но и эта грамота не принесла монастырю спокойствия. Борьба ожесточилась после заключения унии (1596). Желая добиться права патроната над монастырем, архиепископ Герман (Загорский), вступив на полоцкую кафедру, посетил Могилев. Но, как свидетельствуют документы, он «не только ничего не достиг, а еще и претерпел немало от мещан, которые заперли его в монастыре, били и окровавили», называя «отщепенцом, слугою антихристовым и папежцем проклятым, уже купно с папою на соборе Берестенском». Не были удачными и попьп-ки завладеть монастырем преемника Германа Гедеона (Брольницкого). Даже известный своими фанатическими жестокостями при насаждении унии Полоцкий архиепископ Иосафат (Кун-цевич), имевший королевский привилей на подчинение себе всех православных церквей в пределах епархии, не сразу сумел овладеть могилевским монастырем и храмами.

Согласно «Запискам» игумена Ореста, « в 1618 году, при посещении своих униатских церквей, поехал (Иосафат) в Могилев и когда, того же года октября 9 дня, начал под Могилев подъезжать, то Могилевские граждане, узнав о приезде Иосафатовом, зазвонили в вечевой на ратуше колокол тревогу и учинили бунт, позамыкали городские ворота и на валах вокруг города и вежах расставили народ с оружием. Магистратские чиновники, бургомистры, ратманы, лавники и все мещане в великом множестве с разными орудиями и с цеховыми хоругвями, как бы против неприятеля вооружась, толпами вышли из города против Иосафата и с великим криком ругали его бесчестными словами и проклинали, угрожая убийством, возбранили ему въезд в Могилев, называя его отступником Православной Веры и архизлодеем, намерены были стрелять в него и убить».

В конце 1618 г. Иосафату Кунцевичу все же удалось завладеть Спасским монастырем. На протяжении всех последующих лет не прекращались попытки горожан вернуть обитель в православие. Иногда это принимало довольно острые формы. Так, в 1633 г. игумен Гервасий (Гостиловский) жаловался магистрату на мещанина Федора Кононовича, что под его влиянием взбунтовались жители Луполова (часть города, расположенная на другом берегу Днепра, напротив административного центра - Замковой горы) и «побили чернецов Спасских и всю прислугу монастырскую, посланную в церковь Св. Василия (за Днепром) за колоколами, перенесенными сюда из Спаса во время войны с Москвой». По этому делу было привлечено к суду около 100 человек.

Страницы: 1 2 3


Интересные материалы:

Источники по изучению германо-скандинавских верований
Сведения по мифологии древних германцев крайне отрывочны ввиду сравнительно ранней и глубокой христианизации западногерманских племён; по скандинавской мифологии наука располагает более полными литературными источниками вследствие более п ...

Митраизм и анахитизм.
Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в большей степени олицетворявшим этические категории - справедливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой); они обожествляли и сами силы природы, напр ...