Материалы по религии » Монастыри города Могилева » Могилевский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Могилевский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Страница 2

В исторической литературе нет единого мнения о том, когда же Могилевский Спасский мужской монастырь вновь стал православным. В XIX в. господствовала точка зрения, что монастырь находился в руках униатов с 1618 по 1674 г. Игумен Орест писал: «1674 года униатские монахи Базилиане, жившие 56 лет в Могилевском Спасском монастыре, при настоятеле униатском игумене Никодиме по указу королевскому удалены из онаго». Иной позиции придерживались митрополит Макарий в «Истории Русской Церкви» и автор брошюры «Спасский монастырь в Могилеве» Ф. Жудро. Опираясь на документы, они убедительно доказали, что возвращение Спасского монастыря в православие произошло значительно раньше. В1654 г., когда Могилев был взят русским царем Алексеем Михайловичем, при монастыре уже был православный епископский наместник «черный поп Иеремия», который советовал жителям города сдаться Москве. Сохранились челобитные Иеремии царю, которые свидетельствуют, что еще раньше монастырем владел православный епископ Иосиф Горбацкий (ум. в 1653 г.).

Вероятнее всего, возвращение монастыря в православие произошло в 1650 г. По диплому, изданному королем в названном году, согласно Зборовскому договору с казаками (1649), Могилевская православная епархия должна была получить половину имений Полоцкой униатской архиепископии, и среди них «Спасский монастырь со своими принадлежностями». Положения этого документа вызвали тогда недовольство высших чинов и полностью реализованы не были. Что же касается Спасского монастыря, то, судя по другим документам, он был передан православным. Это прежде всего записка униатского митрополита Антония Селявы (1651). В ней, ссылаясь на привилеи короля Сигизмунда III (1623) и Владислава ГУ (1633; 1635), которыми определялись права униатов, Селява пишет:« .Но почему же он (король) поступает (в дипломе 1650 г.) вопреки оным Владиславовым пунктам, привилегиям и самой конституции, отнимая у нас церковныя имения и бенефиции, принадлежащия нам по тем пунктам и привилегиям? И почему дело это, уже конченное и конституциею с привиллегиею утвержденное, должно подвергнуться еще пересмотру? На каком, наконец, основании и по какому праву должна принадлежать схизматику (т.е. православному епископу) половина имений полоцкого владычества, с такого давняго уже времени составляющих владение униатов».

По возвращении в православие Спасский монастырь сделался местом пребывания могилевских архиереев, что было определено еще в 1632 г. при Владиславе IV. В «Статьях примирения обывателям коронным и Великого княжества Литовского из русского народа в Греческой вере находящегося» говорилось следующее: «В Великом княжестве Литовском должен быть епископ Мстиславский . который имеет именоваться епископ Мстиславский, неуниат, Оршанский и Могилевский, и жить ему в Могилевском Спасском монастыре».

Архитектурный комплекс монастыря формировался на протяжении нескольких веков. В 1478 г. была построена деревянная Спасская церковь. С конца XV в. при ней существовали также деревянные сооружения, где располагались монашеские кельи. В 1740-1742 гг. на месте сгоревшей в 1708 г. церкви строится каменная Спасо-Преображенская церковь, которая также сгорела в 1748 г. С 1756 г. святитель Георгий (Конисский; возглавлял Могилевскую кафедру 40 лет - с 1755 по 1795 г.) снова печется о ее возрождении. По благословению архиепископа известный архитектор Ян Крыштоф Глаубиц разрабатывает проект, в соответствии с которым в 1762 г. на высоком берегу Днепра возводится величественный собор, до 1802 г. являвшийся кафедральным. Это был крестово-купольный храм с традиционным для культуры барокко двухбашенным главным фасадом. Интерьер храма был богато украшен росписями, в выполнении которых принимали участие известные мастера Мирон Пигаревич и Петр Отижик.

Страницы: 1 2 3


Интересные материалы:

Кругооборот энергии в космосе
По аналогии с известным законом «Кругооборот воды в природе» существует и закон «Кругооборот энергии в космосе». Один от другого отличается тем, что вода (материя - вес) превращаясь в пар (так же материя- вес), дальше земной атмосферы не ...

Распространение христианства среди восточных славян
Наиболее ранние из заслуживающих доверия известий о проникновении на Русь христианства относятся к 40-м гг. IX в. Содержатся они в труде арабского географа Ибн-Хордадбеха "Книга путей и стран". В 60-е гг. того же века, очевидно, ...