Особенности духовной культуры
Страница 1

Вероятно, наиболее специфической особенностью египетской культуры был своеобразный культ смерти. Вся египетская культура пронизана протестом против смерти и одновременно приготовлением к ней (проникнутым верой в обретение бессмертия).

Буквально во всех древних мифологиях и религиях присутствует вера в бессмертие, искупление, воскресение и т.д., но, ни одна культура не пронизана в такой степени подготовкой к смерти. Мумифицирование позволяло сохранить тело, в которое могло вернуться душа, а мощные стены пирамид должны были обеспечить им покой; погребенные в пирамидах рабы, утварь были одинаково необходимы в жизни: как до смерти, так и после нее. Сами пирамиды возводились не в насыщенной влагой долине Нила, а на краю соседних с нею пустынь.

Сохранился и по сей день, привлекая туристов со всего мира, некрополь, Город Мертвых, расположенный западнее древней столицы, Мемфиса (Мен Нофера). Древние египтяне называли его просто Западным городом, а находившихся здесь называли не мертвыми, а утомившимися. Город мертвых в итоге занял территорию, превышающую любой город живых, простираясь на 60 км. Само название Мемфис - Мен Нофер происходит от имени первого фараона, Мена. Согласно преданию, собственные псы загнали однажды Мену в озеро Мерида, где бы он и погиб, если бы его не взял в пасть крокодил. В этом месте Мена основал город и велел почитать крокодилов. Считается, что именно Мена заложил единую столицу Верхнего и Нижнего Египта. Вначале ее называли Белыми Стенами, позже она получила более возвышенное название: Весы Двух Стран, Жизнь Двух Стран, Непреходящая Красота (Мен Нофер), Дворец Души Птаха - Хет-Ка-Птах. Мен Нофер стало звучать у греков как Мемфис, а название Хет-Ка-Птах трансформировалось а Айгуптос (Египет).

В египетской культуре постоянно просматривается причудливое сочетание "первобытности" со сложным мировосприятием, отличающим "высокоразвитую цивилизацию"[2]. О. Шпенглер, исследуя прасимволы различных культур, считал таковым для египетской культуры дорогу. Египетская душа ступает по заданному раз и навсегда направлению: "мощные стены храмов, торжественные ряды статуй, длинные ленты рельефов и рисунков, изображающих шеренги смотрящих и идущих в одном направлении фигур, аллеи сфинксов - все это подчеркивает идею дороги. Пирамида - гигантский треугольник стрелки, указывающий конец пути"[3]. Шпенглер видит здесь выражение "отважной души".

Общий дух египетской культуры определяет ее мифологию, религию, искусство. Египетская душа наиболее естественно выражает себя языком камня, и не случайно базисом искусства выступает архитектура. Египетская архитектура лишена, каких бы то ни было декоративных, чисто "украшательских" элементов. А египетская статуя представляет собой как бы отдалившийся от стены рельеф и установлена всегда так, чтобы смотрелось спереди. Столь же характерно дух египетской культуры выражен и в живописи. В отдельных рисунках, помещенных рядом друг с другом, одно и то же явление растягивалось по плоскости. Было бы упрощением объяснить это лишь незнанием законов перспективы - здесь опять налицо прасимвол дороги. Гегель считал, что своеобразным символом египетского духа может считаться сфинкс: "Человеческая голова, выглядывающая из тела животного, изображает дух, который начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободнее смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождается от оков . Чело духа еще как бы стянуто железным обручем, так что он не может дойти до самосознания своей сущности и мысли, но порождает это самосознание лишь как задачу, как загадку, относящуюся к самому себе"[4].

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Митраизм и анахитизм.
Древние иранцы поклонялись двум группам божеств: ахурам (более абстрактным, в большей степени олицетворявшим этические категории - справедливость, порядок) и даэвам (теснее связанным с природой); они обожествляли и сами силы природы, напр ...

Практическое применение как завершение процесса истолкования текста.
Применение значения текста к современной ситуации в жизни христианина часто воспринимается как нечто дополнительный этап исследования, отсутствие которого никак существенно не повлияет на процесс толкования Евангелий. Так ли это на самом ...