Религия Древнего Египта
Страница 3

1) Тему, или Атму, т.е. "тот, кто завершает" день, подобно тому как Птах был богом, "который его открывал". В гимнах Тему именовали "создателем богов" и "творцом людей". Культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра.

2) Вторым был бог Шу - первородный сын Тему. Шу изображали поднимающимися из земли с солнечным диском на плечах. Кроме того, он олицетворял свет.

3) За ним следовала сестра-бизнец Шу, олицетворявшая влагу и солнечное тепло, богиня умерших (по-видимому, была связана с утолением ими жажды).

4)За ними следовал Себ - сын бога Шу, первоначально считавшийся богом земли, позже богом мертвых. Одна из легенд называет его "Великим Гоготуком", отождествляя с гусем. Он сотворил яйцо, из которого произошел мир. От него и богини Нут произошли Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

5) Богиня Нут была супругой Себа. Первоначально богиня неба, женского начала, участвовавшего в сотворении мира.

6) Осирис - сын Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис считался человеком, имевшим божественное происхождение; на земле он жил и правил как царь. Осирис породил сына Гора (Хора). В одной из своих ранних ипостасей Осирис был божеством солнца, а в додинастический период был судьей и богом умерших. Во времена же XVIII династии он уже был равен Ра.

7) Исида - жена Осириса и мать Гора (Хора), богиня природы, олицетворявшая собою рассвет. Почиталась египтянами в качестве "Божественной Матери", которую изображали в виде женщины, держащей на коленях и кормящей грудью младенца Гора (Хора).

8) Сет - сын Себа и Нут, муж Нефтиды, олицетворял собой ночь. Первоначально почитался египтянами как бог, помогавший душам умерших всходить с земли на небо: он держал вместе с братом своим Хором Старшим (не путать с Гором, сыном Осириса), олицетворявшем день, лестницу на небо. Однако вскоре после правления фараонов под общим именем Сети, чьи имена произошли от имени этого бога, отношение египтян к богу Сету резко изменилось. Теперь он стал воплощением и олицетворением всего злого и странного в природе: безлюдной и суровой, выженной солнцем пустыни, грозы, бури и т.д.

9) Нефтида - сестра Исиды и ее спутница во всех скитаниях и бедах. Подобно Исиде, и она находилась в ладье бога солнца Ра при сотворении Мира, вероятно, олицетворяя сумерки или самое начало ночи, супруга Сета. Согласно одной из легенд, она родила Анубиса от Осириса.

Известны и другие Эннеады.

Следует отметить Хора Древнего (позже с ним путали сына Исиды), чьим символом был сокол, и который, подобно Ра, тоже был богом Солнца. С его именем были связаны четыре бога старого света - четыре духа Хора (Гора), поддерживающие небо с четырех сторон - Хапи, Туамутеф, Амсет, Кебсеннуф (олицетворявшие север, восток, юг и запад).

Важнейшими богами загробного мира были: Анубис, сын Ра или Осириса, повелитель страны умерших; Упуат (Апуат), разделивший с ним власть (символом обоих был шакал), богиня Маат (древнеегип. - прямая), честная, праведная, стойкая в правде, участвовавшая в сотворении мира вместе Тотом, Птахом и Хнему (Хнумом), богиня любви и творения Хатхор, богиня Мехурит, представлявшая одну из ипостасей Хатхор - Небесную Корову, а также представлявшая собой ту часть неба, где солнце завершает свой дневной бег и где, как верили египтяне, проходил Суд над умершими.

Страницы: 1 2 3 


Интересные материалы:

Санбенито
Позорное одеяние еретиков именовалось “санбенито” (искаженное в разговорной речи “saco bendito”). Оно было введено еще св. Домиником. До Торквемады “санбенито” представлял собой простую тунику, но Великий инквизитор преобразовал этот наря ...

Трактовка искупления в статье протоиерея Георгия Флоровского "О смерти крестной"
Протоерей Георгий пишет об искуплении в своей статье, что святые отцы видели смысл воплощения Слова в искуплении, ибо это обновление человеческой природы. Но Бог пришел на землю не для пересоздания мира, так как Он не переступает через в ...