Ориген
Страница 1

Ориген - знаменитый христианский философ-богослов второго - начало третьего веков. Уже юношей Ориген преподавал в прославленной Александрийской школе. За свою жизнь написал около 6000 книг (по-нашему счету 9-ть томов). Прославился работой «Гекзапла» (список Ветхого Завета на шести языках, работа не сохранилась до наших дней). Писал толкования на отдельные книги Библии, апологии. Характерной чертой философии Оригена является стремление согласовать христианское учение с эллинизмом и миром античных представлений.[20]

Учение Оригена о природе Святого Духа мы находим в его учении о Троице. Ориген первый, кто произнес формулу, которая стала неотъемлемым достоянием церковного богословия: «Три ипостаси и одна Троица».[21] Т.е. Ориген представлял Святого Духа самостоятельной личностью и частью поклоняемой начальственной Троицы, и не считал Его сотворенным существом. В своем труде «О началах» он пишет: «мы не нашли в Священном Писании ни одного изречения, где Дух Святой назывался бы тварью (factura) .»[22] Тем не менее, он относит происхождение Святого Духа через Сына, аргументируя это тем, что все произошло через Него.

И хотя Ориген и пишет, что «в Троице, конечно, не должно мыслить ничего большего или меньшего .»[23] он очень определенно различает возможности действий Отца, Сына и Святого Духа:

«Я думаю, - пишет он, - что действие Отца и Сына простираются как на святых, так и на грешников, как на разумных людей, так и на бессловесных животных, и даже на неодушевленные предметы и вообще на все существующее. Действие же Святого Духа, ни в каком случае не простирается на предметы неодушевленные, или на одушевленные, на бессловесные существа, не простирается оно и на существа разумные, которые пребывают во зле и не обратились к лучшему. Действие Святого Духа, по моему мнению, простирается только на тех, которые уже обращаются к лучшему и ходят путями Иисуса Христа».[24]

И еще:

«Сын меньше Отца, потому что Он второй от Отца; Святой же Дух ниже Сына и пребывает в святых».[25]

И хотя Ориген не считает Святого Духа творением, все же говорит о Его происхождении через Сына и относит Его к Сыну, как Сына к Отцу, т.е. наделяет Его статусом ниже, чем статус Сына и Отца.

Итак, в учении Оригена о Святом Духе, налицо идея субординации между Святым Духом, Сыном и Отцом, а так же не тварность и личностный аспект Святого Духа. Субординация Оригена выражается в отличающихся возможностях действий Святого Духа от деяний Сына и Отца.

Обобщая сказанное о природе Святого Духа в этом разделе можно выразить традиционный взгляд по этому вопросу до-никейского периода так:

- Святой Дух - несотворенное существо, но происходит от Отца и Сына.

- Святой Дух - не безликая сила, а определенное лицо, личность, ипостась.

- Святой Дух – ниже Сына и Отца, т.е. налицо определенная идея субординации между Святым Духом, Сыном и Отцом.

Так же для нас важно будет посмотреть на причины, способствовавшие становлению именно такого понимания вопроса о природе Святого Духа в рассматриваемый нами период. Среди прочих ясно выделяются три:

- Особенности греческого менталитета. Греческому уму непонятна была формула, где Один плюс Один плюс Один равняется единый Бог. Если есть Отец, Сын и Святой Дух, то их трое, и если каждый из них Божественная личность, то Они не единый Бог, а трое Богов.

- Влияние Священного Писания. Ветхий Завет и еще не оформившиеся в канон книги Нового Завета были источником веры христиан второго, третьего века, и там-то как раз они и увидели Троицу - Отца, Сына и Духа Святого.

- Христианская религия утверждала, что она является монотеистической религией, в отличие от языческих религий, и проповедовала одного и единого Бога. И это не прошло мимо враждебно настроенных язычников. Язычники обвиняли христиан в политеизме. Христиане верили в Отца, Сына и Святого Духа, а говорили, что верят в одного и единого Бога. И христианству нужно было дать ответ на это обвинение.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Крещение.
Общепринятые обычаи, которые соблюдались при крестинах, касались выбора и приглашения крестных отца и матери, подарков, делаемых ими новорожденному и т. п. По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или сороковой день жизни. ...

Святовит
Славяне балтийские, по словам средневекового латинского хрониста Гельмольда, признавали, «что есть на небесах единый бог, властвующий над прочими». Он заботился, по словам того же автора, только о небесном, прочие же боги исполняли возлож ...