Filioque
Страница 1

Сам термин Filioque дословно означает «и Сына». Это слово было прибавлено к Никео-Цареградскому символу веры в 589 году на местном Толедском соборе Испанской церкви. После чего этот символ стал читаться так: Веруем . и в Духа Святого . от Отца исходящего и Сына (Filioque). Т.е. ипостасное свойство Святого Духа «исходит от Отца» было расширено «исходит от Отца и Сына». Причина тому в то время была следующая: На этом соборе было решено присоединить вестготов к церкви. А так как они ариани, то, желая показать вестготам, что Сын полностью равен Отцу, Испанские богословы поставили Святого Духа по отношению к Сыну в такое же положение, какое Дух Святой имеет по отношению к Отцу. Т.е. сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. В течение седьмого и восьмого веков Filioque было принято во Франции и Англии. Карл Великий и Французские епископы ревностно отстаивали это. И хотя в самом Риме ещё при папе Льве III (795-816) был дан решительный отпор Filioque, уже в 1014 году, по мнению большинства историков, папа Бенедикт VIII окончательно внёс в символ веры Filioque. В 1054 году это расхождение об исхождении Святого Духа было одной из причин официального разделения церкви на западную и восточную. Между этими церквями поныне нет единомыслия по данному вопросу. И сегодня в своём подавляющем большинстве весь христианский мир, принимая учение о Троице, сформулированное Каппадокийскими отцами разделяется на две стороны. Одни верят в исхождение Святого Духа от Отца, другие в исхождение от Отца и Сына.

Говоря о причинах, повлиявших на появление Filioque можно выделить две:

- Первая - первоначальная: когда ради присоединения вестготов к церкви, церковь изменяет символ веры.

- Вторая - более поздняя: когда дело шло уже к разделению церквей, а тем более не малая часть западных христиан уже исповедовали Filioque, Западной церкви выгодно было оставить Filioque для усиления повода к разделению с востоком и для сохранения единства на западе.

Если говорить о том, какую форму приняло учение о природе Святого Духа с Filioque, то следует отметить:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, значит, обладает всеми непередаваемыми свойствами Божественной природы.

- Святой Дух ипостасно отличается от Отца и Сына, т.е. не Отец и Сын, а личность.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына, и это Его личное ипостасное свойство.

Теперь, делая выводы в конце этой части работы для дальнейшего использования этих выводов, нам нужно будет определиться в том, что стало неотъемлемой частью христианского учения о природе Святого Духа. Т. к. в разных воззрениях по данному вопросу некоторые слагаемые совпадают, мы чтобы не повторяться, один раз напишем те слагаемые, которые повторяются и к ним допишем остальные:

- Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, что подразумевает наличие в Его природе непередаваемых атрибутов Бога, т. е. «Божество едино, слава равна и величие совечно»:

- непостижим

- вечен

- Вседержитель

- Бог

- Господь

- не создан

- Святой Дух - ипостась, т.е. не Отец и не Сын, но и некая сила, а личность.

- Святой Дух исходит от Отца, и это есть личное ипостасное свойство Святого Духа.

- Святой Дух несотворённое существо, но происходит от Отца и Сына.

- Святой Дух по своей природе ниже Отца и Сына, т.е. идея субординации между Святым Духом, Отцом и Сыном.

- Святой Дух - некий инструмент Отца.

- Святой Дух - творение, но не некая сила, а личность, превосходящая другие творения.

- Святой Дух - эон или эманация Отца.

- Святой Дух - одно из имён одного Бога, открывающегося как Отец в Ветхом Завете, как Сын, когда говорится о Боге Искупителе, и как Дух Святой, открывающийся в Новозаветное время, начиная с вознесения Христа.

- Святой Дух - Божественная сила одного Бога.

- Святой Дух - синтез Отца и Сына, «некое объединяющее» Отца и Сына в единую Троицу, единый Бог.

- Святой Дух - это двойное расширение монады, связанное с домостроительством.

- Святой Дух исходит от Отца и Сына.

В данной части работы нам следует рассмотреть учение Ветхого и Нового Завета по вопросу природы Святого Духа, с целью увидеть суть и слагаемые этого учения в свете Библии. Т.к. Библия не говорит нигде прямо: «Природа Святого Духа такая-то и такая-то», исследование будет проходить следующим образом: Мы будем рассматривать Библейский взгляд на природу Бог; знакомиться с текстами Священного Писания, касающиеся непосредственно природы Святого Духа, а так же с текстами, говорящими об атрибутах, действиях, именах Святого Духа по мере надобности в сравнении этих атрибутов, действий и имён с природой Бога.

Слово «Дух», которое мы встречаем в Ветхом Завете - это перевод многозначного еврейского слова «руах» (x;Wr), которое встречается там триста восемьдесят девять раз. Далеко не всегда слово «руах» (x;Wr) означает «дух», тем более не всегда используется для описания Святого Духа.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Религия Древнего Рима
Религиозные верования древних римлян возникают в начале I тыс. до н. э. и вырастают из римских племенных политеистических культов, которые испытали на себе влияние религии этрусков. Для древнеримской религии характерна вера в духов - покр ...

Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н. э.)
Династия Шунга (185—73 до н. э.) была основана через 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Мауриев Брхадраты трон занял военачальник Пусьямитра Шунга, ортодоксальный брамин. Он известен своей жестокостью в преследовани ...