Материалы по религии » Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа » Природа бога. Библейский взгляд. Имена и описания Бога в Библии

Природа бога. Библейский взгляд. Имена и описания Бога в Библии

Известно, что в библейские времена имя имело особое значение. Оно не просто отличало от других того, кто носил это имя, но и говорило о его характере. Поэтому необходимо, когда мы говорим о природе Бога, рассмотреть Его имена, которыми Он назван в Писании.

Имена, говорящие о природе Бога. К ним относятся: «Имена «Эл» и «Элохим» («Бог») открывают силу, присущую Богу. Они представляют Его, как Сильного и Могущественного, как Бога, все сотворившего (Быт.1:1; Исх.20:2; Дан.9:4). Имена «Элион» («Всевышний») и «Эл Элион» («Бог Всевышний») указывает на Его возвышенное положение (Быт.14:18-20; Ис.14:14). Имя «Адонай» («Господь») говорит о Боге, как о Всемогущим Владыке (Ис.6:1; Пс.34:23) . Имена «Шадай» («Всемогущий») и «Эл Шадай» («Бог Всемогущий») изображают всемогущество Бога, Который является источником благословения и утешения».[72] Так же известный тетраграммон (hw"hy>>), переводимый как «Иегова» или «Яхве» «свидетельствует о верности завету со стороны Бога и Его милости (Исх.15:2,3; Ос. 12:5,6)».[73]

Описания, заимствованные из мира сотворенных существ и предметов. «Бог сравнивается со львом (Ис.31:4), и с орлом (Втор.32:11), с агнцем (Ис.53:7), с птицей (Мат.23:37); с солнцем (Пс.83:12), с утренней звездой (Отк.22:16), со светом (Пс.21:1), со светильником (Отк.21:23), с огнем (Евр.12:29), с потоком (Пс.35:9); с твердыней (Вт. 32:4), с покровом (Пс.118:14); с башней (Пр. 35:9)… с защитником (Пс.33:10), с храмом (Отк.21:22) и т. д.»[74]

Описания, в основе которых лежит тот или иной опыт из жизни людей. «Бог назван женихом (Ис.61:10), супругом (Ис.54:5), отцом (Вт.32:6), судьей и царем (Ис.33:22), мужем брани (Исх.15:3), художником и строителем (Евр.11:10), пастырем (Пс.22:1), целителем (Исх.15:26) и т. д. Бог говорит терминами человеческих действий, такими, как: узнать (Быт.18:21), вспомнить (Быт.8:1); Ис.2:24), увидеть (Быт.1:10), услышать (Исх.2:24); обонять (Быт.8:21), испытывать (Пс.11:5), поставить (Пс.8:7); восстать (Пс.67:2); ходить (Лев.26:11); отереть (Ис.25:8) и т.д. д. Описывается человеческими эмоциями, такими, как: радость (Ис.62:5), раздражение (Пс.77:40 .), огорчение (Иер.7:18-19); любовь (Ин.3:16), ненависть (Вт.16:22), гнев (Пс.2:5) и т.д.»[75]

Описания с использованием различных частей человеческого тела. «Писание говорит о Божьем лице (Исх.33:20,23; Ис.63:9; Пс.5:11; Отк.22:4), глазах (Пс.10:4; Евр.4:13), веках (Пс.10:4); ушах (Пс.54:2; Ис.59:1), устах (Иов11:5); языке (Ис.30:28), спине (Иер.18:17); мышце (Ис.15:16), руках (Числ.11:23), пальце (Ис.8:19), сердце (Быт.6:6), ногах (Ис.66:1) и т.д.»[76] Хотя в другом месте Библия ясно учит, что Бог не имеет плоти: «Бог есть Дух». (Ин. 4:24).

Имена, которые прямо говорят о природе Бога, непосредственно открывают нам Его сущность. Говоря об именах, которые описывают Бога, можно заключить о бесконечности и необъятности до непонятной конца человеку природы Бога. Столь разнообразные имена свидетельствуют о сложности описания природы Бога, тем более для грешного человека. Такой антропологический язык в использовании описания природы Бога В. Грудем объясняет, как «язык, говорящий о Боге человеческими терминами».[77]


Интересные материалы:

Методы борьбы пастыря с суевериями и пережитками язычества в сознании прихожан
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням. 2 Тим. 4. 3 Познание природы, философские искани ...

Иллюстрации.
Сожжение протопопа Аввакума. Семен Денисов. Интерьер Покровского Кафедрального собора на Рогожском кладбище в Москве. Современная фотография. Колокольня на Рогожском кладбище в Москве. Современная фотография. *[1] см. стр. 30 ...