Природа Святого Духа. Учение Нового Завета
Страница 3

Итак, является Святой Дух личностью или нет? В Новом Завете мы находим достаточно оснований, чтобы полагать, что Святой Дух является личностью. И эти основания мы видим через следующие моменты:

Личностный аспект Святого Духа показан через использование личных местоимений, употребляющихся по отношению к Нему, и через использование мужского рода в сочетании с существительным среднего рода «дух».

Лука при описании избрания Павла на служение говорит: «Когда они служили Господу и постились, Дух (… - средней род) Святой сказал: отделите Мне (- мужской род) Варнаву и Павла на дело, к которому Я призвал (…- первое лицо) их». Деян.13:2.

Евангелист Иоанн свидетельствует: «Когда же придёт Он (evkei/noj - мужской род, единственное число), Дух (to. pneu/ma - средний род, единственное число) истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя (e`autou/ - мужской род, единственное число) говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он (evkei/noj - мужской род, единственное число) прославит Меня, потому что от Моего возьмет, и будущее возвестит вам». Ин.16:13-14. В этом тексте мы находим, что местоимения «Он» (evkei/noj) и «Себя» (e`autou) не согласуются в роде с существительным Дух (to. pneu/ma). И это либо просто ошибка, которую допускает Иоанн; либо, и логичнее предположить, что Иоанн делает это умышленно, желая показать, что Дух Святой - это «не нечто среднего рода». Иоанн употребляет по отношению к Святому Духу местоимение мужского рода. Этот же мужской род употребляется и по отношению к человеку, и по отношению ко Христу, и по отношению к Богу (Отцу). И человек, и Христос, и Бог (Отец) являются личностями.

Через повествование о Святом Духе вместе с другими лицами (личностями) Святой Троицы. Мы уже встречались с тем, что в Новом Завете, когда повествуется о Святом Духе, говорится без какого либо отличия, как об Отце, так о Сыне, так и о Святом Духе. Один из примеров такого повествования мы находим у Матфея: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа .» Мф.28:19. Отец и Сын, бесспорно, являются личностями, и так как Отец и Сын - личности, то логичнее предположить, что Святой Дух тоже личность (см. Мф.3:16-17; 1Пет.1:2; 2Кор.13:13).

Через Его личные характеристики. Когда мы говорили о природе и личностном аспекте Бога, то согласились, что минимум три характеристики должны быть присущи личности: интеллект, чувства и воля. В Новом Завете мы находим, что всеми этими характеристиками обладает и Святой Дух:

- Интеллект (см.1Кор.2:11; Рим.8:27).

-Чувства (см. Рим.15:30; Еф.4:30).

- Воля (см. 1Кор.12:11).

Вдобавок к этому Святой Дух способен общаться с человеком (см. 2Кор.13:13), а общаться свойственно только личности.

Через именование Святого Духа Утешителем. Слово «Утешитель» (para,klhtoj) в Новом Завете употребляется пять раз, и из них четыре по отношению к Святому Духу (см. Ин.14:16; Ин.15:16,26; Ин.16:7). И один раз по отношению ко Христу (см. 1Ин.2:1). Незадолго до распятия Христос говорит Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Ин.14:16. Т.е. перед завершением Своего земного служения Христос обещает послать другого Утешителя вместо Себя. И так Христос - Утешитель является личностью, то и заменивший Его другой Утешитель тоже должен быть личностью.

Через действия Свято Духа

Рассмотреть действия Святого Духа, о которых повествуется в Новом Завете нам необходимо не только, потому, что они свидетельствуют в пользу личностного аспекта Святого Духа, но и потому что помогают при изучении вопроса природы Святого Духа в целом. Итак, в Новом Завете о действиях Святого Духа мы встречаем:

Участвует в плане спасения, научает и руководит человеком. Его участие в плане спасения, в научении и в руководстве человеком проявляется в следующем действиях: Святой Дух возрождает. Иисус говорил Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может войти в царство Небесное». Ин.3:5. (см. Ин.3:8-6; ср. Тит.3:5)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Интересные материалы:

Повествовательный жанр.
1. Характеристики повествовательного жанра. а) Характеристики повествования. Историчность. Повествования как жанр вообще могут быть или не быть основаны на реальных событиях, библейские повествования мы называем историческими, потому чт ...

Религиозный туризм. Православное паломничество
В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается понятием «паломничество». Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Поэ ...