Выводы
Страница 2

Учение Маркела о том, что Дух Святой - двойное расширение Монады, связанное с домостроительством - это борьба против арианской ереси и неудовлетворенность Никейским ответом на эту ересь, а стремление сознать, что-то свое.

Filioque - первоначально это компромисс церкви ради присоединения к ней вестготов ариан. Чуть позже - это просто привычка, а еще позже (в 1054г.) - это выгодный повод для разделения церкви на Западную и Восточную.

Таким образом, на заданный нами вопрос: почему так много не согласующихся с Библией слагаемых учения о природе Святого Духа появилось в христианстве в период становления этого учения можно ответить следующим образом:

Во-первых, можно предположить, что церковь в третьем веке не была готова еще дать ответ на кажущиеся противоречия между верой в одного и единого Бога и учением о Троице. Церковь в это время - это церковь гонимая. Бог воспринимается больше, как личный участник в их практической жизни, и может быть не так важно насколько полно и правильно в таких условиях понимается природа Бога, главное, что Бог - есть Бог спасающий и дающий надежду.

Во-вторых - это руководство не Библейским откровением, а философией, умствованием; а также заимствование из других религий.

В конце хотелось бы сказать заметить, что Бог все же открыл учение о Своей природе и в частности о природе Святого Духа церкви, как мы видели, в IV-м веке. И тот факт, что Бог открыл учение о Своей природе, говорит об особой важности этого учения. Мы знаем, что многие истины Библии церковь не сохранила, изменила, и Бог это допустил. Но учение о Своей природе Бог открыл и не допустил того, что бы оно было изменено, забыто, потеряно церковью. Можно заметить и особое руководство Божие в становлении учения о природе Бога. Появление Ария будоражит богословскую мысль и заставляет усиленно изучать именно эту область. Приход Константина, прекращение гонений дает церкви возможность заняться серьезным исследованием данного вопроса. И, наконец, церковь приходит к правильному (настолько, насколько это открыто Богом через Библию) пониманию вопроса о природе Бога. И это говорит об особой важности данного учения. Бог допускает, что бы церковь изменила его закон, но Он не допускает укоренению противоречащих Библии понятий о природе Бога. Бог хочет, чтобы мы знали, Кому мы поклоняемся и Кому верим

. Эти размышления могут стать перспективой для нового исследования. А сейчас хочется сказать, что на примере истории развития учения о природе Бога и в частности о природе Святого Духа мы можем видеть, что Бог приготовил более короткий путь откровения к познанию Самого Себя: это Его влияние и Священное Писание. И да поможет нам Бог идти этим путем, не уходя в человеческие мудрствования и различные философии, обо “не мудрое Божие, премудрее человеков” 1Кор.1:25.

[1] Современный словарь иностранных слов. М., Русский язык. 1992. с.391.

[2] Там же, с.715.

[3] Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия». 1989. с.789.

[4] Писание Мужей Апостольских. Рига, Латвийское библейское общество. 1994. с.110,121,122.

[5] Энциклопедический словарь «Христианство», том II. М., Научное издание «Большая научная энциклопедия». с.656-567.

[6] Святой Иустин. Творение. М., Паломник. Благовест. 1995. с.42.

[7] Philip Schaff, History of the Cristian Church, vol.II, New York, charles scribner’s sons, 1918, 561.

[8] Philip Schaff, 562.

[9] Полный православный богословский энциклопедический словарь, том II. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992. с.2154.

[10] В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том II. М., Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. 1994. с.321.

[11] Там же.

[12] М. Э. Поснов. История христианской церкви. Брюссель, Изд. «Жизнь с Богом.» 1964. с.182

[13] Там же.

[14] Philip Schaff, 564.

[15]В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том II. с.322.

[16] Полный православный богословский энциклопедический словарь, том I. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992, с.953.

Страницы: 1 2 3 4 5


Интересные материалы: