Глава 3.Древнее царство (2664 – 2181 гг. до н.э.)

1. Усиление культа Осириса во времена Ш и 1V династий.

Объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство имело огромное значение. Именно в этот период были заложены основы древнеегипетской государственности. Значительные успехи в экономике, развитие ремесел, продуктивное земледелие, внешнеполитическая стабильность, - все это способствовало усилению и централизации власти царя, который носил теперь титул правителя Верхнего и Нижнего Египта. Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных царей и великих мудрецов, а «в руках господствующей рабовладельческой верхушки религия стала мощным идеологическим орудием угнетения народных масс»[10]. Фараон отныне считался богочеловеком, земным воплощением божества, поэтому и приказы его требовали безусловного выполнения. Египетская мифология Древнего царства насквозь пронизана идеологией жесткой царской власти. Одним из важнейших культов в эпоху Ш и 1V династий считался культ Осириса – мертвого царя, вождя и мертвого бога плодоносящей земли.

Общеизвестно, что ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была естественным продолжением жизни. И возвышению культа Осириса как раз и способствовала вера египтян в особую божественную силу царя, вера в то, что от его земного благополучия и загробного блаженства зависит судьба страны.

«С усилением власти фараона даже бог приобретает черты земного владыки: подобно фараону, он передавал власть своим детям по наследству, носил титул правителя Верхнего и Нижнего Египта; словно фараон, он обрушивал гнев свой на непокорных своей власти»[11].

Кульминацией или апогеем воплощения неограниченной царской власти времен Ш – 1V династий явилось строительство грандиозных усыпальниц – пирамид фараонов Джосера, Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура, которые до сих пор остаются символами абсолютного могущества их владельцев.

2. V династия. Возвышение бога Ра.

Египетский бог солнца, наиболее широко известный как Ра, всегда был важным божеством. Считался «богом солнца, странствующим в ладье по небосклону, создателем богов и людей»[12]. Центром его культа был город Иуну (Гелиополь). Но во времена правления V династии «случилось нечто, так возвысившее его, что он сделался верховным богом Египта»[13]. Со времени V династии культ Ра получает официальное признание и имя Ра становится теперь составляющей частью титулатуры египетских царей.

Что же это «нечто», так возвысившее солнечного бога?

Б. Мертц называет это «религиозным переворотом, скорее всего организованным при помощи хитрых махинаций группы ловких жрецов»[14]. Однако, как известно, все имеет свои причины. Какова же причина этого переворота? Существует популярная сказка, которая дает нам аллегорическую версию триумфов Ра. Эта сказка – «История Хуфу и чародеев». Она состоит из нескольких частей и в третьей, заключительной части, рассказанной от имени принца Дедефера, повествуется о том, что Мудрец по имени Джеди предсказывает рождение детей, которые затем станут царями Египта. «Сейчас они во чреве жены одного из жрецов Ра, но отец их не кто иной, как сам солнечный бог»[15]. Сказка не оставляет сомнений, что будущие цари – это правители V династии. Очевидно, что цари V династии были из другой семьи, нежели их предшественники, и, скорее всего, скромного происхождения. Родом они, вероятно, были из Гелиополя, где издавна существовал культ бога Ра, и вдвойне вероятно то, что смена одной династии другой произошла насильственным путем. Огромная централизация власти при фараонах IV династии (все высшие должности находились в руках родственников фараона), усиление эксплуатации населения – все это не могло не вызвать недовольства как номовой знати, так и простого народа и привело, в конце концов, к насильственной смене царя. Внешне же это, как мы видим, проявилось в установлении культа солнечного бога Ра как общегосударственного.

С воцарением V династии царь, не переставая восприниматься в качестве живого Гора, стал одновременно рассматриваться и как сын Ра. Святостью своей личности он словно наследовал власть богов над Египтом, что, по тогдашним меркам, было равнозначно власти над всем миром.[16]

Правление VI династии знаменовало собой начало ослабления централизованной власти и общего упадка. Последние правители – Мернера, Пепи II – были, видимо, слабыми администраторами, что способствовало сосредоточению власти на местах, в отдельных номах. Некогда могучий Египет распадается на множество самостоятельных княжеств.

Вывод:

В начале эпохи Древнего царства, в период усиления централизации царской власти, одним из главнейших общегосударственных культов стал культ Осириса – царя загробного мира, который должен был обеспечивать блаженство фараона в загробной жизни, от которой, в свою очередь, по мнению египтян, зависело благополучие страны. Но во второй половине эпохи, когда к власти приходят правители родом из Гелиополя, общегосударственным становится культ местного солнечного бога Ра, а фараон провозглашается его «сыном по плоти», чем обосновывается его божественная сущность.


Интересные материалы:

Разделение в старообрядчестве.
Реформа патриарха Никона и последовавшие затем страшные гонения породили в умах тогдашнего верующего народа тревогу и брожение. Многие христиане стали думать, что пришли последние времена, и что скоро наступит конец мира. Такое настроение ...

Учение об искуплении митрополита Антония Храповицкого
Сам митрополит Антоний не был автором крупных богословских исследований, "но как отмечает протоерей Георгий Флоровский у него были свои живые мысли, и дар для их передачи. Но первое, что следует заметить, может быть вопреки распрост ...