Анализ результатов
Страница 1

Для проверки наших гипотез воспользуемся данными, полученными в ходе всемирного исследования ценностей (THE WORLD VALUES SURVEYS) в 1991 году. Это исследование было основано на проекте Европейского объединения системного изучения ценностей (European Values Systems Study Group (EVSSG)) и было проведено в различных странах мира, включая Россию.

Стоит заранее заметить, что исследование было, на наш взгляд, недостаточно адаптировано для нашей страны. Например, стиль анкеты не адаптирован под русского респондента (один текст переведен на различные языки), такая анкета будет понятна американцу или немцу, однако не слишком доступна респонденту с русским менталитетом. Например, в достаточно важных и личных вопросах используются цифровые шкалы, что для многих наших соотечественников ассоциируется с просьбой «поставить оценку», часто имеет место склонность к завышению, очень сложно оценить по десятибалльной шкале.

Итак по результатам данного исследования проверка наших гипотез показала следующее :

· Гипотеза о том, что верующие представляют в основной своей массе бедный класс, частично подтвердилась, благодаря наличию связи между верой и социальным статусом.

· Гипотеза о том, что религиозность связана с принятием или отвержением новых ценностей в области работы не подтверждается.

Первая гипотеза подтверждается нашими данными. Среди бедных 43% верующих, а процент верующих в общем меньше 30%. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что скорее всего не верующие – это социально незащищенная прослойка, а люди обращаются к религии как к средству поддержки. Здесь прослеживается и возрастная связь – наиболее незащищенный социально слой – это пожилые люди. Они тоже обращаются к религии как к средству поддержки из-за материальных и психологических проблем.

Теперь заметим, как вообще распределились признаки, определенные нами для проверки второй гипотезы.

По полученным нами результатам, верующих среди опрошенных почти 30 % (см. приложение №1). Этот результат значительно отличается от результата самоопределения респондентов - 56% назвали себя верующими, однако эти данные никак не могут соответствовать истине, если судить по тому, какое место религия занимает в жизни наших соотечественников. Самоопределение в данном случае лишь положительное отношение к религии и причисление себя к ее сторонникам, но отнюдь не религиозность.

Стоит заменить, что среди индикаторов религиозности «узким местом» является посещение служб. Очень маленький процент опрошенных посещает службы в нашей стране, если верить статистике по этому вопросу. Однако формулировка вопроса в данном случае может являться препятствием объективности. Опять таки в нашей стране люди могут ходить в церковь не во время служб, или молиться дома перед иконой, а церковь посещать достаточно редко.

Опять таки такой индикатор, как значение бога в жизни замеряется через вопрос с использованием шкалы от 1 до 10. Получается так – оцените бога от 1 до 10, что, безусловно, влияет на неверное понимание данного вопроса, и может послужить причиной смещения результатов.

Все эти аспекты стоит учесть при анализе полученных данных, и подвергнуть сомнению то, что наша гипотеза отвергается. Наши результаты в силу этих причин могут быть смещены, тогда не стоит говорить о правильности полученной взаимосвязи.

Интересно возрастное распределение верующих: в младшей возрастной группе верующих втрое меньше, чем не верующих, а в самой старшей распределение почти поровну. То есть имеет место прямая связь между возрастом и религиозностью (см. приложение 2).

По второму признаку респонденты распределились на три группы. К первой группе мы отнесли респондентов, отвергающие новые экономические ценности, и придерживающиеся старых традиционных взглядов в сфере работы, их ценности имеют меньший материальный уклон, а связаны с респектабельностью, надежностью работы, очень важен коллектив. Ко второй группе относятся люди, частично принимающие эти ценности, а частично придерживающиеся старых правил, среди них, в основном те, для кого важен фактор оплаты, однако также важен и коллектив. Третья группа – респонденты с новыми взглядами на сферу работы, соответствующими западным стандартам, их интересы – высокая оплата, хорошие возможности для повышения статуса и карьерного роста.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Скандинавская языческая символика.
В древней Скандинавии, собственно, были те же солярные символы, что и везде. Много имелось изображений круга с крестом внутри, называемым у скандинавов крест Тора. Этот символ существовал у скандинавов еще в бронзовом веке (возможно, и ра ...

Промысловый культ
Очень архаичный облик имела также вера в многочисленных духов природы; таковы духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, подземные гномы и др., частью дружественные людям, частью враждебные им, нередко любители подшутить и посмеяться ...