Учение о мандале

Круг, диск, сфера, шар, орбита, страна, территория, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала" встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово имеет ряд дополнительных значений.

В широком смысле Мандала – это все окружающее пространство, вмещающая различные виды энергии: покой, притяжение, рост, разрушение.

Земля – это живая Мандала, через которую течет поток изменений. Его течение определяется процессом бесконечного роста и развития.

«Универсальность Мандалы заключается в одной ее постоянной – принципе центра. Центр – начало Мандалы, начало и происхождение всех форм и процессов. В начале был центр: центр разума Божьего, вечного творца».[46] Центром Мандалы является только настоящее, всегда постоянное.

Мандала как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд.

Круг – это символ космоса в его бесконечности, а квадрат – символ земли или мира, созданного человеком.

У Мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. «Квадрат Мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части, пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу»[47].

В Тибете Мандала достигла своего наиболее полного развития и как форма искусства, и как ритуал медитации. Мандалы рисуют на ткани и песке, выполняют из металла, камня, дерева.

Искусство рисования Мандалы на песке очень интересно и красиво. Песочная живопись в той или иной степени присутствует у разных народов, однако тибетцы достигли в этом необычайного совершенства. Сам термин "песочная живопись" условен, поскольку материалом для Мандал служит не природный речной песок, а измельченная горная порода. В Тибете, некогда богатой и свободной горной стране, Мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими и насыщенными естественными красками. На данный момент чаще всего используется измельченный гранит. В итоге получается около 14 цветов. Работой обычно занимаются сразу четыре монаха.

Структура и цветовое решение песочных Мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. На начальных стадиях освоения песочных Мандал они могут время от времени сверяться с живописными изображениями, однако настоящие профессионалы работают исключительно по памяти.

После создания на песке Мандалы ее сразу же разрушают. Главное назначение такой Мандалы – служить в медитационной практике. Обычно на ее создание уходит около 10 дней.

Мандала – это техника, ведущая к целостности, она является искусством воссоединения противоположностей, прообразом всего остального, будь то человек или животное. Мандала – это техника для создания жизненной силы внутри человека. Человеку суждено преобразиться в вечности своего тела».[48]


Интересные материалы:

Вечеря Господня
"Вечеря Господня - это участие в принятии тех самых символов, которые представляют собой тело и кровь Иисуса. Служение ногоомовения было установлено Учителем как знак обновленного очищения и как выражение готовности служить друг друг ...

Христианские секты в дореволюционной Удмуртии
По сведениям губернского статистического комитета и православных миссионеров, накануне крестьянской реформы 1861 года все многонациональное население Вятской губернии по вероисповедному признаку можно было разделить на православное единов ...