Материалы по религии » Взаимоотношение государства и религии » Право и религия. Взаимоотношение права и религии

Право и религия. Взаимоотношение права и религии
Страница 3

Однако в итоге борьба заканчивается победой светской власти, ос-вобождением ее от власти пап. Важную роль в ослаблении папской власти сыграла Реформация. После Реформации в Европе складывается порядок полного суверенитета светской власти. Короли назначают епископов, пользуются доходами с церковных земель. В Англии, например, образовалась самостоятельная англиканская церковь, церковные земли были обращены в государственную собственность, главой церкви на основе принятых законов стал король Англии, высшим церковным органом стал государственный орган Высокая комиссия. Законом определялся порядок богослужения. Короче, светская власть подчинила себе власть духовную. Королева Англии и ныне является главой англиканской церкви.

Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. В основном это был все-таки союз двух властей. Император Константин не только перенес столицу Римской империи в Константинополь, но и соединил силу империи с новой силой — христианской религией, тем самым упрочил и свою власть. Император Византии не обожествлялся, но считалось, что он получил власть от Бога и является служителем божьим. Церковь в Византии была крупной политической силой. Роль ее главы — патриарха значительна. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров, вмешиваются в политическую борьбу за трон.

Единственным актом легитимации императора с VII в. становится венчание императора на престол в храме святой Софии. Этот акт становится особенно важным, если учесть, что половина всех императоров Византии была лишена власти насильственно, следовательно, вторая половина нуждалась в венчании на престол.

Однако и император сохранял некоторые полномочия церковной власти. Он мог низложить неугодного патриарха, имел право выбирать патриарха из трех кандидатур, рекомендованных церковными иерархами. Благодаря церкви император становился божественным, имел огромный авторитет, считался властителем вселенной (ойкумены).

В Россию вместе с православием из Византии пришла и идея великого князя (царя), Богом поставленного правителя и верховною судьи над православным народом, идея самодержавия (автократора), самостоятельность (автокефальность) Русской Православной Церкви во многом способствовала становлению и укреплению централизованного российского государства, сохранению его независимости.

Русская Православная Церковь никогда не ставила себя выше государства. Попытку, если не возвысить, то поставить власть церковную на один уровень с государством, сделал патриарх Никон. Никон считал себя равным царю Алексею, именовал себя государем. Он становился в центре не только церковного, но и государственного правления. В отсутствие царя, когда тот отлучился на войну с Польшей (1654), правил как царь. Однако в конце концов Никон был отстранен от патриаршества и Церковный Собор (1667) поставил государство выше церкви.

Реальное, полное подчинение церкви государству осуществил Петр I. После смерти патриарха Адриана Петр I не спешил с избранием нового патриарха. Церковными делами ведал монастырский приказ, а в 1721г. Духовным регламентом был учрежден Святейший Синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Представителем царя в Синоде был обер-прокурор. Патриаршество было восстановлено только после Февральской революции.

Полное слияние власти государственной и религиозной наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил арабские племена под лозунгом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и духовным вождем и верховным судьей, так же, как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными.

В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рассматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассматривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Качества женщины, которую следует брать в жены.
Как мы отмечали выше, к браку стремятся для получения супругами взаимного удовольствия, создания добропорядочной семьи и здорового союза. Поэтому женщина, на которой следует жениться, должна обладать качествами, которые позволили бы ей до ...

Дочери, приданое и заблаговременное определение пола ребенка
Еще до появления “Законов Ману” в ведийском обществе существовало привилегированное положение мужчин, которые являлись главами семейств и наследовали собственность. Долгом женщины, ее дхармой, было рождение сыновей. “Даруй дочерей кому уг ...