Материалы по религии » Религоведение » Религиоведение как наука и учебная дисциплина

Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Страница 3

Типологический метод позволяет охарактеризовать исторические типы религии, а также типы вольнодумства. С помощью процедур разделения и группирования объектов формируются стойкие статистические группы признаков. Неизменяемость признаков определенного объекта является основанием для отнесения его к соответствующему типу.

Казуальный метод способствует познанию причинно-следственных связей возникновения и эволюции различных религиозных явлений. Главным вопросом казуального метода является вопрос: «Почему религия не может быть понята через саму себя, почему она не есть причина самой себя?» Этот метод помогает познать разные религиозные и нерелигиозные формы, анализируя отношения людей в процессе их жизнедеятельности.

Философско-логический метод исследует процесс отображения религии в сознании человека, формирование духовных ценностей, религиозных символов и понятий на основе рассмотрения религии как объекта философских знаний, социально-духовного феномена общества. При таком анализе объектом исследования является не только сама религия, а и природная и социальная среда, которые воздействуют на ее формирование.

Учения о религии подразделяются на религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные); на нормативные, дескриптивные и исторические.

Религиозные учения представляют собой направления, представленные теологами и исследователями, основывающимися на религиозном мировоззрении. Они считают, что в основе понимания религии должна быть религиозная вера, а знание сути религии возможно лишь для верующего человека. Личный религиозный опыт исследователя может дать уникальный материал для развития религиозного познания, но, стоит подчеркнуть, что результаты самонаблюдения требуют теоретической интерпретации.

Нерелигиозные учения базируются на противоположных мировоззренческих принципах, используя достижения науки, они имеют возможность успешно познавать различные феномены и сущность религии. Здесь отсутствие религиозной веры заполняется фундаментальным религиозным образованием.

Нормативные исследования связаны с анализом истинности постулатов религии, ценностей, которые она проповедует, и т. п.

Дескриптивно исторические исследования рассматривают структуру религии, ее историческое развитие. Эти исследования не оперируют оценоч­ными суждениями относительно конкретных аспектов религиозных доктрин. Религиоведение сформировалось на основе дескриптивного подхода, т. е. имеет тенденцию к максимально допустимой объективности в отличие от дисциплин теологического цикла, которые характеризуются нормативным подходом к предмету. В наше время в изучении религии преобладает дескриптивный подход. Религиоведение не ставит целью согласовать взгля­ды на религию верующего и неверующего или верующих разных конфессий. Оно дает определенный объем научных знаний и ставит целью научить самостоятельно и объективно оценивать религиозные явления, религию как общественный феномен, события, про­исходящие в религиозной жизни конкретного общества. Поэтому в своих исследованиях оно использует общенаучные и специфические принципы.

Принцип объективности предусматривает строгую объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета, неприятие абстрактных сте­реотипов, представления в чёрно-белых тонах явления религии или вольнодумства. Объективность требует научно обоснованных положений, установленных фактов, уклонения от тенденциозности.

Культурологический принцип дает возможность рассматривать религию и вольнодумство в контек­сте развития духовной культуры, в историческом и современном аспектах, в различных формах их проявлений.

Антропологический принцип сосредоточивает внимание на анализе мировоззренческих вопросов в аспекте проблем бытия человека, в сути, цели и содержании его жизни, смерти и бессмертия, то есть в русле философской антропологии.

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы: