Материалы по религии » Религоведение » Религиоведение как наука и учебная дисциплина

Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Страница 4

Принцип толерантности и терпимости предусматривает диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Это относится к выяснению основ бытия природы, общества, человека, космоса, биосферы, экономики, политики, права, морали, искусства, психики и т. д. Исходные основания религиозных и нерелигиозных мировоззрений различны. Рознятся в них и пояснения процессов и событий в природе, обществе, человеке. Но экономические, экологические, моральные, эстетические, социально-политические и другие идеи, ценности могут быть близкими.

Принцип правового обеспечения свободы совести имеет общефилософский, теологический, этический, эстетический, политологический, правоведческий аспекты. Он предусматривает за человеком право исповедовать конкретную религию или не исповедовать никакой, отправлять или не отправлять религиозные культы и соответственно организовывать научные исследования этих явлений и процессов.

Анализируя любую форму религии, религиоведение использует:

•/ общефилософские и социально-философские категории: бытие, сознание, познание, отображение, символ, истина, фантазия, общество, материальное, духовное, культура, отчуждение;

■S общенаучные термины: структура, система, функция, закон, роль и др.

S конкретные научные термины: эпоха, право, иллюзия, вера, чувства, настроение, страдание, общение, жизнь, смерть;

*f специальные религиозные термины: религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва, теизм, деизм, пантеизм, скептицизм, атеизм и др. Особое место занимают термины: Бог, ангел, рай, ад, провидение, карма, сансара и т. п., которые в науке имеют часто другое значение, чем в религии;

■s термины, обозначающие процессы трансформации религии: сакрализация, секуляризация, эволюция религии, церквообразование, детеоло-гизация, демифологизация и др.

Контрольные вопросы

□ Сформулируйте понятие «религиоведение», определите его предмет.

□ Определите структуру религиоведения.

□ Почему религиоведение является составной частью гуманитарного образования.

□ Объясните практическое значение курса религиоведения.

□ В чем заключается мировоззренческое значение религиоведения.

Страницы: 1 2 3 4 


Интересные материалы:

Христианизация удмуртов
В 1670 году казацкая беднота и бежавшие на Дон крепостные крестьяне подняли восстание, которое возглавил С.Т.Разин. Оно было поддержано чувашами, мари, татарами, и удмуртами камского правобережья. Это показало правительству, сколь ненадеж ...

Образ камня в других мифах
Не менее интересна символика камня. Камень — воплощение силы земли, ее крепости, твердости. Символ вечного и неуничтожимого. Высокие камни, подобно горе, символизируют мировую ось, центр мира, центр стабильности и место действия закона. О ...