Индуизм

Индуизм является самой крупной религией современной Индии. Он возникает в VI - IV вв. до н. э. как модификация системы древнего брахманизма, включившая в себя многие популярные древние народные верования.

Источниками этого религиозного учения являются священные книги: Веды, состоящие из 4-х сборников (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваве-да) древнейших памятников индийской религиозной литературы; брахманы - тексты-комментарии к соответствующим ведам; араньяки - тексты толкования брахманов; упанишады - философские толкования сущности мироздания; сутры - руководство по культу и поведению в жизни; сборники эпической литературы - Махабхарата и Рамаяна. Для индуизма характерен широкий политеизм, включающий поклонение 3333 богам в антропоморфных и зооморфных изображениях. Высшие боги индуистского пантеона представляют собой верховное божество, единое в 3-х лицах: Тримурти: Брахма — создатель Вселенной; Вишну — ее хранитель, Шива — разрушитель Вселенной, но одновременно и созидатель. Наряду с ними почитаются и многие другие божества, духи, различные священные животные (например обезьяны, коровы, змеи), последние считаются воплощениям и (аватарами) высших богов. Особенно почитаются боги Вишну и Шива, в соответствии с этим в индуизме существуют два основных течения - вишнуизм и шиваизм. В индуизме нет единой церковной организации, допускается существование сект и различных толкований религиозных положений. В шиваизме существует наиболее крупная секта лингаятов, поклоняющихся Шиве в виде линги — фоллического созидательного начала. С шиваизмом связано и учение о Шакти, творческой силе бога, олицетворяемой в женском образе (Парвати, Дурга, Ума, Кали и др.)

Для всех направлений индуизма характерны вера в вечность и святость Вед, цикличность существова­ния Вселенной, где движение идет по нисходящей линии (от брахмана к атману). Индуизм освящает кастовое деление общества (брахманы - высшая каста жрецов, кшатрии - каста правителей и воинов, вайшьи - средняя каста богатых, но не знатных людей, шудры - низшая каста простых смертных, кроме этого существует значительный слой людей вне каст - неприкасаемые, или парии). В зависимости от выполнения религиозных предписаний (дхармы) человек после смерти получает то или иное воздеяние (карма), заключающееся в перевоплощении души в более или менее удачную телесную оболочку, приближающуюся или отдаляющую человека от конечной цели (нирваны) — слияния с богом и выхода из цикла перерождений (сансары). Важным положением вероучения индуизма является учение об ахинее — непричинении зла ничему живому. Также важное значение в индуизме отводится практике аскетизма - отшельничеству и йоге как способу быстрого достижения нирваны.

В индуизме имеется широкий и разнообразный культ, ритуальные действия в котором осуществляют жрецы-брахманы. В честь богов сооружают храмы, часовни, алтари. Поклоняются священным местам, речкам, деревьям, горам и т. д. Особенно почитаются священная река Ганг. В храмах боги изображаются в виде скульптур, которым приносят жертвоприношения: возжигают огонь, благовония, приносят цветы, иногда животных, овощи, фрукты. В крупных храмах при совершении культовых действий используются музыка, песни, танцы. Домашний культ включает молитвы у домашнего алтаря или перед изображением бога в доме. В Индии индуисты составляют около 85% всего религиозного населения.


Интересные материалы:

Идеи “Жития” протопопа Аввакума
1. Демократизм одушевлял его лит-рное тв-во и его проповедь. Его жизненный опыт - простому народу на Руси живется тяжело. “И без битья человек насилу дышит. А чуть что - палкой полбу: не ходи,мужик, умри на работе!” 2. Идея равенства - о ...

Языческие праздники
Мифологические представления имеют тесную связь с обрядами, воспроизводятся и передаются в ритуальных действах. Большая часть материалов по славянской мифологии дошла до нас именно в контексте ритуальной культуры, элементы которой описыва ...