Конфуцианство

Конфуцианство распространено почти исключительно на востоке Азии, прежде всего в Китае, где сосуществует с даосизмом и буддизмом. Последователей конфуцианства насчитывается примерно 300 млн. человек.

Конфуцианство возникло примерно в VI — V вв. до н.э. как религиозно-философское учение, разработанное Корнфуцием (Кун-цзы — учитель Кун), одним из выдающихся мыслителей Древнего Китая. Следует подчеркнуть, что вначале конфуцианство существовало в качестве философско-этической системы, содержащей отдельные религиозные положения. Лишь в первых веках нашей эры учение Конфуция трансформировались в религиозную систему.

Взгляды Конфуция после его смерти были записаны учениками в книге «Лунь-юй» — «Беседы и суждения». Основополагающими конфуцианскими сочинениями являются Уцзин (Пятикнижие) и Сыну (Четверокнижие).

С точки зрения Конфуция и его последователей, все в природе подчиняется Небу — высшей целенаправленной силе, определяющей судьбу всех жителей земли, и ее центра — Срединного государства (т. е. Китая — Поднебесной страны). Небо является олицетворением разума и высшей справедливости. Жизнь на земле осуществляется в соответствии с установленными Небом правилами. Разделение общества на бедных и богатых соответствовало конфуцианскому учению о «благородных людях», обладающих высокими морально-этическими качествами, и ничтожных людей, управляемых этой элитой. Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали», которая имеет «небесное происхождение». Небо может наградить человека совершенными качествами, которые воплощены в «благородном муже» и характеризуются пятью «добродетелями»: Жень (человеколюбие), И (долг), Ли (нормы поведения), Чжи (знание), Синь (верность). Выработка в себе этих качеств соответствует повелению Неба и им поощряется. Все это базируется на моральном законе (Дао) и принципе сяо — сыновнего благочестия, т. е. любви сына к родителям и почитании старших и по возрасту, и по социальному статусу.

Конфуцианство сохраняет многочисленные пережитки древних верований. Наибольшую роль в нем играют культ предков и культ духов природы. Последователи этой религии верят в загробную жизнь, практикуют жертвоприношения. В конфуцианском политеистическом пантеоне богом считается Конфуций (с 555 г. н. э.), его ученики и наиболее ревностные последователи почитаются в качестве святых. Существуют храмы, но нет жречества. Ритуалы и церемонии осуществляют главы семей и родов, а также государственные чиновники. В период империи в Китае конфуцианство было официальной идеологией.


Интересные материалы:

Евиониты-гностики
Евиониты-гностики, они же елкезаиты, они же самсеи - еретическое движение, происхождение которого не вполне выяснено. Начало этого движения относят к царствованию Домициана[27] (81-96 года). Их представление о Святом Духе следующее. Перв ...

Некоторые христианские символы
Богослужебному творчеству служат все виды церковного искусства: архитектура, иконопись, скульптура, музыка, пение, религиозная поэзия и красноречие. Христианская культура наполнена жизнью, так как именно в ней каждый символ не просто твор ...