Старообрядчество

Возникает старообрядничество в середине XVII в. как совокупность религиозных организаций в результате раскола в русском православии. Основа раскола — отказ признания церковной реформы Патриарха Никона частью православных христиан.

Суть реформы: исправление и унификация богослужебных книг и церковных обрядов (замена двухперстного крестного знамения трехперстным, земных поклонов поясными, написание имени Христа «Иисус» вместо «Исус» и т. д.). Никон преследовал цель подчеркнуть ортодоксальность Русской Православной Церкви, а следовательно, её первенство в христианском мире. Решение об изменениях впервые в церковной практике принималось единоличной властью патриарха. Не принявшие нововведений Никона (старообрядцы) были осуждены как светской, так и церковной властью в 1666 — 1667 гг. и подверглись гонениям. Соответственно, «раскольники» объявили реформу «дьявольским наваждением», а светскую власть противозаконной (Аввакум назвал царя Алексея Михайловича «антихристом»). Как следствие — старообрядцы, спасаясь от преследователей, начали массово покидать места проживания, переселяясь в том числе и в Украину или же в доказательство крепости веры добровольно обрекали себя на самосожжение (только с 1675 по 1695 гг. в так называемой «гари» погибло 20 тыс. староверов).

Уже в конце XVII в. старообрядчество раскололось на два течения: поповцы (имели священников) и беспоповцы (поскольку считали, что истинное духовенство уничтожено антихристом, а значит, каждый христианин может быть священником, а богослужение может совершаться уставщиками и начётчиками). Далее эти течения разбились на различные толки (белокриницкую иерархию, поморский, федосеевский, филипповский, страннический и др.), которые в свою очередь раздробились на многочисленные согласия.

На Поместном соборе Русской Православной Церкви 1971 г. принято решение о снятии со старообрядцев церковной анафемы (проклятия, отлучения). Таким образом, возобновился диалог старообрядцев с традиционной православной христианской церковью.


Интересные материалы:

Государство и церковь.
В 1654 г. Патриарх благословил царя Алексея на борьбу с Польшей и пока царь был на войне, по его просьбе вел государственные дела, но как царь возвращался, Никон устранялся от мирских дел, позже упрекал Алексея, что «работал ему не яко Па ...

Кельтские обряды и культы
Практически каждое сословие обширно практиковало большое количество всевозможных обрядов, причем эти обряды явно выходили за рамки чисто практических земледельческих или иных действий. Это скорее было нечто более общее, и, вероятно, кельт ...