Старообрядчество

Возникает старообрядничество в середине XVII в. как совокупность религиозных организаций в результате раскола в русском православии. Основа раскола — отказ признания церковной реформы Патриарха Никона частью православных христиан.

Суть реформы: исправление и унификация богослужебных книг и церковных обрядов (замена двухперстного крестного знамения трехперстным, земных поклонов поясными, написание имени Христа «Иисус» вместо «Исус» и т. д.). Никон преследовал цель подчеркнуть ортодоксальность Русской Православной Церкви, а следовательно, её первенство в христианском мире. Решение об изменениях впервые в церковной практике принималось единоличной властью патриарха. Не принявшие нововведений Никона (старообрядцы) были осуждены как светской, так и церковной властью в 1666 — 1667 гг. и подверглись гонениям. Соответственно, «раскольники» объявили реформу «дьявольским наваждением», а светскую власть противозаконной (Аввакум назвал царя Алексея Михайловича «антихристом»). Как следствие — старообрядцы, спасаясь от преследователей, начали массово покидать места проживания, переселяясь в том числе и в Украину или же в доказательство крепости веры добровольно обрекали себя на самосожжение (только с 1675 по 1695 гг. в так называемой «гари» погибло 20 тыс. староверов).

Уже в конце XVII в. старообрядчество раскололось на два течения: поповцы (имели священников) и беспоповцы (поскольку считали, что истинное духовенство уничтожено антихристом, а значит, каждый христианин может быть священником, а богослужение может совершаться уставщиками и начётчиками). Далее эти течения разбились на различные толки (белокриницкую иерархию, поморский, федосеевский, филипповский, страннический и др.), которые в свою очередь раздробились на многочисленные согласия.

На Поместном соборе Русской Православной Церкви 1971 г. принято решение о снятии со старообрядцев церковной анафемы (проклятия, отлучения). Таким образом, возобновился диалог старообрядцев с традиционной православной христианской церковью.


Интересные материалы:

Смысл титула «Сын Человеческий» в устах Иисуса
Как в древнееврейской апокалиптике, так и в устах Иисуса «Сын Человеческий» – это термин, означающий славу. Если придерживаться речений о «Сыне Человеческом», которые принадлежат древнейшему слою предания, то получается примерно следующая ...

Религиозное сознание и проблемы современной социальной теории
Существующий мир неисчерпаем в своем многообразии, но он, в то же время, един в своей целостности. И религиозное сознание, и наука пред­ставляют собой отражение одной и той же объективной реальности, которая составляет, в конечном счете, ...