Материалы по религии » Религоведение » Догматика католицизма

Догматика католицизма
Страница 1

Источником вероучения в католическом христианстве признаются тексты, являющиеся, согласно вероучению, нисходящим и объективированным словом самого Бога — Священное Писание и Священное Предание. Каноническими в католицизме признаны все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, а также суждения Пап Римских по церковным и мирским проблемам. Когда римский первосвященник говорит ex cathedra, т. е. при отправлении своих обязанностей пастыря и учителя всех христиан — он обладает непогрешимостью в вопросах веры и нравственности (согласно декрету от 18 июня 1870 г. I Ватиканского собора, который устанавливал догмат о папской непогрешимости).

IV-ый Константинопольский собор, состоявшийся в 869 - 870 гг., считается в католицизме VIII Вселенским, но православие таковым его не признаёт. Далее, после разделения восточной и западной христианских церквей в 1054 г., общехристианские Вселенские Соборы не проводились, но католицизм настаивает на подобном их именовании. Решения последующих Вселенских Соборов имеют для католиков статус высшего церковного ав­торитета, т. к. считается, что на таких соборах незримо присутствует Дух Святой. Кроме уже существовавших общехристианских основ вероучения, на них были приняты несколько новых догматов и регламентированы специфические собственно католические обрядовые практики.

На Толедском соборе (589 г.) вносится добавление к Символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат. — filioque). Все три ипостаси Божества тождественно проявляют себя. Тождественность их сущности порождает тождественность их энергии (благодати), т. е. образ их действия и проявления во «внешнем» мире. Внутреннее, вневременное самостановление Троицы предполагает, что различие ипостасей рождается в лоне единой божественной природы. Именно природа Отца рождает Сына и вместе с ним изводит Дух.

Согласно христианскому учению земная история завершается Вторым пришествием Иисуса Христа, которое произойдет по воле Бога-Отца и в только Ему известный час. Тогда будет воскрешение мертвых (всех, кто когда-либо жил), их души воплотятся в тела, чтобы предстать на Страшном суде. Страшный суд в конце времён - это процесс над историей каждого человека и вместе с тем над всем родом людским одновременно. В средние века было распространено убеждение, что подавляющее большинство душ сразу после смерти попадает в геенну, где пребывает за грехи до Страшного суда (считалось, что спасения достойны столь немногие, что они легко разместились бы в Ноевом Ковчеге). В кон. XII — нач. XIII вв. католическая цер­ковь корректирует эсхатологическую концепцию, а на Флорентийском соборе (1439 г.) принимает догмат о чистилище. Чистилище — это своего рода ад, но временный, место, где после смерти пребывает душа усопшего, очищаясь и испытывая мучения в зависимости от тяжести прегрешений. Тем самым обретается возможность окончательного спасения в день Страшного суда. С учением о чистилище связана и практика распространения индульгенций. Католическая церковь, представляющая Град Божий на земле, обладает «запасом» благодати, которую может распространять по своему усмотрению. Имея же заслуги перед церковью, в число которых входит и приобретение индульгенций (церковных бумаг, обладающих частицей благодати), католик получает прощение определённых грехов и облегчает свою участь в чистилище;

Ещё на Вселенском соборе в Эфесе (431 г.) Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа, была признана Богородицей и Царицей Небес. По преданию родилась она от Иоакима и Анны. С четырёх лет отдана на воспитание в храм. Затем обручена с Иосифом. В Назарете получила благую весть о рождении Спасителя мира.

В католицизме провозглашены догматы: о непорочном зачатии Богородицы (принят в 1854 г. — Дева Мария была рождена как чистое, свободное от первородного греха существо, как свободна была от него еще не падшая Ева), о телесном вознесении Богородицы на небо (1950 г.). В 1964 г. Папой Павлом VI Пресвятая Дева Мария провозглашена «Матерью церкви». В целом почитание Богородицы в католической церкви выражено и акцентировано гораздо в большей степени, чем в православной; догмат о непогрешимости Папы в делах веры (см. выше).

Обрядовые особенности католической церкви проявляются в следующем:

■S богослужение (месса) проводится на латинском языке. Прихожане участвуют в нем сидя — встают лишь во время чтения Евангелия. Сопровождается органной музыкой (по выражению А. Ф. Лосева, если самая сущность православия выражается в колокольном звоне, то самая сущность католичества — в демоническом звуке органа). Хотя орган — византийское изобретение и еще Фома Аквинский как нормативный католик резко выступал против его применения в церкви, именно звучание органа подчеркивает своеобразие католического богослужения;

Страницы: 1 2 3


Интересные материалы: