Кальвинизм

Кальвинизм возник в 30-х гг. XVI в. во Франции. Название течения связано с именем его основателя Жана Ковена (латинизированная форма — Каль-винус, Кальвин), сына нотариуса из небольшого городка Нуайон, недалеко от Парижа. Он получил в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы. Вынужденный покинуть Францию и переехать в г. Базель в Швейцарии, Ж. Кальвин издал в 1536 г. «Наставления в христианской вере» - фундаментальную книгу-справочник по реформации; в том же году был принят в Женеве, которая быстро стала новым Римом для протестантов. Он установил там суровый режим, который один из его сподвижников — Джон Нокс — перенес в свою родную Шотландию под названием пресвитерианской церкви. Герцог Гийом I Оранский Нассау принял в 1573 г. кальвинизм как официальную религию Соединенных Провинций - сегодняшних Нидерландов. Таким образом, приобретая три точки опоры - Швейцарию, Шотландию и Голландию, кальвинизм оказался в состоянии придать свою окраску реформе в целом. В конце XVI — начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение — цвинглианство, образовав швейцарскую реформатскую церковь. В отличие от лютеранства в реформатстве нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления», «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.

Учение Кальвина в особенности настаивает на абсолютной суверенности Бога — одновременно и Создателя, и Спасителя. Человек, будучи грешником по своей природе, не способен спастись без Бога. Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних к вечному блаженству, других — к погибели. В то же время избранные в благодарность за свое спасение должны демонстрировать свою веру очень строгим поведением — пуританством. Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему дары - время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься как исполнение долга. Признаком оправдания в кальвинизме становится не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избрав­шего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности. Эта концепция христианства совсем не обнадеживает: Бог есть справедливость для одних (плохие люди осуждены справедливо) и любовь для других (они будут спасены, несмотря на свои прегрешения).

Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, священных реликвий и мощей, в церквах нет статуй и икон. Отброшены все внешние атрибуты культа (свечи, крест, облачения для духовенства), в храмах нет алтаря.

В противоположность М. Лютеру, признававшему верховенство государства над церковью, Ж. Кальвин фактически стоял за теократию — подчинение государства церкви. Однако сейчас кальвинистские церкви не претендуют на какие-то особые права в государстве (только церковь Шотландии сохранила свое положение «установленной» - государственной — церкви).

В настоящее время кальвинизм известен в 3-х формах: реформатство (Франция, Швейцария, Германия), пресвитерианство (Британские острова) и конгрегационализм. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно, его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении (например, большинство баптистских церквей). Общая численность последователей — 62 млн. человек, в Украине — 200 тыс., в подавляющем большинстве - венгры Закарпатья.


Интересные материалы: