Англиканство

Англиканство возникло в результате брачных проблем английского короля Генриха VIII Тюдора (1491 — 1547), который хотел, чтобы папа аннулировал его брак с Екатериной Арагонской. Получив отказ, в Акте о супрематии (1534) объявил себя главой Английской церкви.

Это радикальное решение предвосхитило будущее, т. к. в дальнейшем у Генриха VIII было еще пять жен (две из них — Анна Болейн, мать Елизаветы I, и Екатерина Говард были казнены по подозрению в супружеской неверности).

В начале эта инициатива не имела никаких богословских претензий: сохранялись католические догматы и литургия, иерархия сохранила свою прежнюю структуру. Затем, под влиянием реформы, англиканство стало приобретать кальвинистскую окраску. В Англии закрывались монастыри, производилась секуляризация церковных владений. Эдуард VI, сын Генриха VIII, еще более усилил протестантскую ориентацию королевства и принял «Книгу общественного богослужения», предписанную Законом о единообразии в качестве официального служебника. Что же касается кровавой католической реакции при Марии I (дочери Генриха VIII от Екатерины Арагонской), то она вызвала такое отвращение, что после смерти Марии разрыв с Римом стал необратимым. В 1571 г. при Елизавете I (1558 - 1603) были приняты «39 статей», которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения и могут быть охарактеризованы как своего рода компромисс между прокальвинистскими и прокатолическими силами в Англии.

Основным авторитетом для англикан служит Священное Писание. Считается, что Ветхий и Новый Заветы содержат все необходимое для спасения, являются правилом и окончательным стандартом веры. Признаются все 3 христианских Символа Веры и доктринальные положения, принятые первыми четырьмя Вселенскими Соборами. Сохранен католический догмат о филиокве. Англиканская церковь, как и православная, отвергает католическое учение о сверхдолжных заслугах святых, считая его нечестивым. Категорически отрицается какая-либо законность власти пап. Отвергаются монашество, почитание святых мощей и икон. Относительно принятых православием и католицизмом семи таинств «39 статей» высказываются не очень категорично, оставляя, однако, в числе главных, установленных самим Христом, только два таинства: крещение и причащение. В англиканстве, как и в других протестантских конфессиях, существует положение о спасении человека личной верой. Вместе с тем англикане отвергают полностью православную и католическую доктрину о спасающей силе церкви. Богослужения отличаются торжественностью. По организационной структуре англиканство близко к католицизму. Англиканские церкви имеют епископальное устройство. Есть три степени священства: диаконы, священники, епископы. В отличие от католической церкви они не обязаны соблюдать целибат (безбрачие).

Из болезненного прошлого в лоне англиканской церкви остались две тенденции: высокая церковь, более аристократичная и близкая к католичеству, особенно с точки зрения литургии, и низкая церковь - более «народная», протестантски-кальвинистской ориентации. Например, в наши дни низкая церковь выступает за возможность посвящать в сан пастора женщин, что вызывает протест высокой церкви. Всего в мире насчитывается 32 англиканские церкви; с 1867 г. в Лондоне они проводят т. н. Ламбетские конференции (по названию Ламбетского дворца - лондонской резиденции примаса Англии, архиепископа Кентерберийского). Общая численность - 69 млн. чел. По этнической принадлежности значительная часть англикан либо англичане, либо лица британского происхождения (австралийцы, новозеландцы, англоамериканцы, англоканадцы, англоюжноафриканцы).


Интересные материалы:

Сын
" .Будучи вовеки действительно Богом, Он стал также действительным человеком, Иисусом Христом. Он был зачат Святым Духом и рожден девой Марией. Он жил и переносил искушения как человек, однако явил Собой совершенный пример праведност ...

Религиозное и научное познание Творения
Религиозное познание Творения Познание Творения (генезиса, а после Воплощения Спасителя – и кинезиса) – обширный по объему раздел церковного предания, усвоение которого, в силу всеобщей рационализации образования и обширности информацион ...