Материалы по религии » Религоведение » Религия в Украине. Современное положение христианства в Украине

Религия в Украине. Современное положение христианства в Украине
Страница 2

После распада Киевской Руси на территорию Украины устремились соседние государства — Литва, Польша, Венгрия, исповедовавшие католицизм и насаждавшие его на захваченных территориях. В XIV в. Великое княжество Литовское захватило Черниговщину, Подолию, Киевщину, большую часть Волыни. Польша овладела Галицией и частью Западной Волыни. Молдавское княжество захватило Северную Буковину. В XV в. на землях южной Украины и в Крыму возникло Крымское ханство, ис­поведовавшее ислам. Закарпатье осталось под властью католической Венгрии (середина XI в.). Подписание в 1569 г. Люблинской унии (соглашения) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в единое государство — Речь Посполитую — знаменовало широкое наступление католицизма на украинское православие.

В 1596 г. в Бресте по инициативе Ватикана была подписана Брестская уния (соглашение) об образовании Греко-католической (униатской) церкви. Согласно соглашению украинское православие вступило в союз с католической церковью на основе признания католического вероучения и сохранения православной обрядности. Польское правительство признало Брестскую унию, а на православную церковь начались гонения.

Не все украинские православные епископы согласились с унией. В результате народной борьбы за восстановление православия в 1620 г. была возобновлена Киевская православная митрополия с подчинением Константинопольскому патриарху. Большую роль в этом процессе сыграл митрополит Пётр Могила (1632 — 1647 гг.). Он добился у польского короля возвращения православию ряда храмов и монастырей, в 1632 г. участвовал в основании са­мого крупного на то время, центра просвещения в Украине - Киево-Могилянской академии. Издавал богослужебные книги, способствовал распространению просвещения.

Народная борьба украинцев против иноземного порабощения в XVII в. проходила под лозунгом религиозной борьбы. Переяславская Рада 1654 г., объявившая о воссоединении Украины с Россией, также имела одну из основных целей — сохранение украинского православия. К этому периоду в украинском православии уже существовали определенные отличия от русского православия: свои традиции, обряды, праздники, литература и богослужения велись на украинском языке, власть епископов ограничивалась коллективным управлением. Поэтому Киевская митрополия перешла из-под юрисдикции Константинопольского патриарха к патриарху Московскому в 1686 г., и значительная часть униатов возвратилась в православие. Греко-католики сохранились на украинских землях, попавших в состав Австро-Венгрии (Буковина, Закарпатье, Галичина). Реформы патриарха Никона 1652 — 1658 гг., как известно, привели к церковному расколу, породившему старообрядчество, в том числе и на украинских землях. Полное подчинение православной церкви самодержавию произошло в результате реформ 1721 — 1724 гг., проведенных Петром I. В результате реформ патриаршество было упразднено, а во главе церкви оказался Святейший Правительствующий

Синод, образованный из нескольких высших иерархов церкви, возглавляемых обер-прокурором. В результате реформ украинская церковь испытала ряд ограничений. Проводить богослужения, издавать церковную литературу разрешалось только на русском языке. Специфические украинские православные праздники и обряды стали вытесняться. С 1727 г. православный митрополит в Украине стал называться «митрополитом Киевским и Галицким».

Страницы: 1 2 3 4 5


Интересные материалы:

Дар пророчества
"Пророчество - один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным знаком церкви остатка ." [5]. История христианства показывает и доказывает, что в тех учениях, где отличительным знаком выдвигается пророчество (в поним ...

Шиваизм.
Шива как одно из центральных божеств индуизма вырос из протоиндийского мифологического персонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в его образе были заложены две контрастные характеристики (эротическая и аскетическая), которые осталис ...