Материалы по религии » Религоведение » Конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в Украине

Конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в Украине
Страница 1

Образование независимого украинского государства обусловило кардинальные изменения в сфере государственно-религиозных отношений. Наша страна заявила о приоритетности прав человека, о своей поддержке международных правовых актов, обусловливающих права и свободы, и в частности, свободу совести.

В контексте Общей Декларации прав человека, документов, подписанных в рамках Хельсинских соглашений, которые непосредственно касаются проблем совести, религии, церкви, Верховная Рада Украины в 1991 году приняла Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Этот Закон сформировал законодательную основу, которая закрепила оптимальные демократические критерии государственно-церковных отношений, дал возможность создать правовые основы, необходи­мые для последовательной реализации принципов свободы совести, свободы религии и церкви в Украине. Специфический характер деятельности религиозных организаций нашел свое отображение в специальных нормах действующего законодательства, которое уточняя, конкретизирует правовой статус религиозных организаций, возможности и условия для выполнения или своей функциональной роли в обществе. В своей совокупности законодательство Украины, которое регулирует все правовые отношения, связанные со свободой совести выступает как целостная система нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права: административного, гражданского, криминального.

Фундаментальные основы, гарантии, условия и возможности практической реализации прав и свобод человека, в том числе права на свободу совести, нашли свое отображение в статьях раздела второго «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года.

Религиозные права и свободы рассматриваются в Конституции Украины, прежде всего как неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. В этом отношении Основной Закон Украины отвечает мировым стандартам, поскольку учитывает положения и требования международных документов, признанных государством.

В основу Конституции Украины положены основополагающие демократические принципы, обусловливающие положение и деятельность религии, церкви и верующих: равенство граждан независимо от их отношения к религии равенство религий перед законом, отделение церкви и религиозных организаций от государства, а школы ~ от церкви.

Утверждение Конституцией Украины научных принципов свободы совести происходит в сложных условиях активизации деятельности религиозных организаций. Украина - многоконфессиональная страна. Наиболее распространенной конфессией является православие, но оно разделяется на несколько враждующих между собой церквей, среди которых только Украинская православная церковь — каноническая по своему статусу. Активизируют свою деятельность украинская греко-католическая церковь, Римско-католическая церковь, многочисленные церкви протестантского направления, значительно возрастает численность мусульманских общин, общин иудейского вероисповедания.

В последние годы в Украине значительно возросло количество религиозных организаций нетрадиционных культов: харазматического направления, язычества, общества Кришны, мормонов и др. В результате деятельности зарубежных миссионеров возникают и другие малочисленные объединения верующих, старающиеся увеличивать свое влияние, привлекать верующих из иных религиозных конфессий, создавать религиозные организации, братства.

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Ислам в Поволжье и Сибири
Расцвет ислама и государственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVI вв) приходится на период существования последовательно сменявших друг друга трех могущественных мусульманских государственных образований - Волжско-Камской ...

Арианство
Ариани, последователи Ария, самого известного из еретиков, потрясших церковь в IV-м веке. Арий был пресвитером в Александрии, впервые сформулировал свою доктрину в 318 году. Он утверждал, что Сын не вечен, не существовал до рождения, не я ...