Наука как культурный феномен

Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности.

Выделяют несколько принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль:

Принцип объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности и принцип критичности.

Теория пытается открыть общую идеальную структуру мира в космическом мироздании. Подвергает осмыслению, прежде всего внутренний опыт человека в его предельном выражении: опыт смерти, зла, страданий.

Изучает причинно-следственные связи. Рассматривает проблемы осмысления бытия. Доминируют рассудочные средства. Изучает природу, в том числе и природу человека, с позиций эзотеризма и пропорциональности.

Основная ценность - информативное содержание науки, опыт переживаний человека. Прогрессирует за счет постоянного самообновления. Изменяет свои догматы скорее как исключение, а не правило.

Развитие научного знания и последовательная смена его парадигм позволили выявить ряд познавательных моделей, доминировавших в разные исторические периоды: механистическую, статистическую, системную, диатропическую. Логически обрисованные и интуитивно достоверные, эти модели заключали в себе определенные принципы построения общей картины мира своего времени.

Существуют следующие познавательные модели: схоластическая; рационалистическая. В ХIХ в. самостоятельность научным изысканиям принесли формально-логические методы доказательства и обоснования точных наук, особенно - логики и математики. Величайшим и зримым достижением научного развития стали в ХХ в. фундаментальные изменения в техногенной структуре общества. Появилась новая модель познания - системная, важнейшими понятиями которой стали целеполагание и оптимизация.

Обратившись к анализу К.Ясперса, выделим три этапа познания в истории культуры:

1)рационализация вообще;

2)становление логически и методически осознанной науки; 3)возникновение современной науки.

В условиях кризиса техногенной цивилизации необходимы новые теории, свободные от стереотипных и однозначных рекомендаций. Весьма перспективной представляется в этой связи эволюция науки в контексте разрабатываемой в наши дни диатропической модели, которая рассматривает природу как сад, как ярмарку. Ее автор Ю.В.Чайковский. Ученые все более убеждаются в том, что спасение природы, общества и культуры состоит, прежде всего, в усвоении идеи спасения природы как идеи религиозной. Современное общество вновь обращается к религиозным исканиям, и не исключено, что они приведут нас к созданию религии нового типа.


Интересные материалы:

Особенности распространения буддизма в Калмыкии
В конце XVI- начале XVII в. Буддизм начинает распространяться среди калмыков на территории России. Калмыки в ходе истории имели тесные и прямые связи с Тибетом, что наложило отпечаток на особенности их буддизма. Наиболее интенсивными эти ...

Современное значение философии буддизма. Опыт естественного человека как предпосылка учения Будды
Возникновение буддизма в Индии явилось религиозной революцией в сознании, ниспровергающей авторитет Вед - основы традиционной религии Индии. Об этом революционном характере буддизма Роджер Желязны написал фантастический роман "Князь ...