Материалы по религии » Основы герменевтики » Поэзия. Основные характеристики жанра.

Поэзия. Основные характеристики жанра.
Страница 1

Рассматривая жанр библейской поэзии, можем сказать, что в основном мы будем говорить об еврейской поэзии. Для начала охарактеризуем поэтический жанр как таковой, затем коснемся жанра еврейской поэзии. Если мы рассмотрим текст с точки зрения его формы и содержания, то поэтический жанр отличается от других тем, что использует определенную форму и как правило имеет определенное содержание (в смысле предмета, основной темы текста). Говоря о поэзии и ее отличии от прозы, необходимо обратить внимание на то, что в поэзии «ритм является определяющим построение моментом, и в рамки ритма вдвигается смысл и выражение»[84]. Ритм является основным элементом поэзии, хотя существуют различные теории относительно сути поэзии.

Говоря о библейской поэзии, мы имеем в виду древнееврейскую поэзию, которая очень отличается от современной поэзии. Все привычные для нас элементы - рифма, метр, строфы - по большей мере отсутствуют в еврейской поэзии9. Что же делает ее поэзией? Определенный ритм, хотя еврейская поэзия образуется не столько за счет формы, сколько за счет содержания. Отличительной чертой еврейского стихосложения является параллелизм, о котором мы подробно поговорим далее, пока же рассмотрим основные характеристики поэтического жанра.

Субъективность. В сравнении с повествованием поэзия еще более субъективна, так как отражает сугубо индивидуальное видение мира, поэтический текст и не претендует на объективное изложение фактов, наоборот, в Библии мы находим изложение одних и тех же событий и в прозе, и в стихах.

Эмоциональность. Поэзия всегда была эмоциональной, так как изначально использовалась для выражения чувств, переживаний или положительных, или отрицательных. Библейская поэзия в основном религиозна (за исключением некоторых текстов вроде Песни песней), поэтому и выражает религиозные чувства - упование, надежду, любовь к Богу, отчаяние, страдание, ропот и т.д. Для выражения всей совокупности переживаний человека используются различные литературные приемы - метафоры, сравнения, преувеличения и др., о которых мы скажем подробнее дальше.

Образность. Образность поэзии следует из ее предназначения - поэтические тексты Писания выражают при помощи то, что - невозможно выразить прямо, без использования метафор и сравнений. Образность, естественно, ведет к неточности с точки зрения объективности изложения фактов, то есть поэзия выражает отношение человека к факту, а не описывает факт и, если в истории это было бы неприемлемо, то поэтический жанр подразумевает сугубо личностное видение мира, события, факта. Образность поэзии противостоит буквальности и точности хроники.

Ориентированность на сопереживание. Если, говоря о повествовании, мы обратили внимание на его ориентированность на назидание, понимание, то библейская поэзия ориентирована на сопереживание радости, горя, гнева, восхищения. Например, псалмы не только вызывают у нас сопереживание автору, но и помогают нам выразить аналогичные чувства.

Типы поэзии в Библии.

- военные песни, песни связанные с войной, с победой - Исход 15:1-18, Судьи 5

- любовные песни, - Песни песней, Бытие 2:23

- плач - более 60 плачей-псалмов только в книге Псалтирь, а также 2 Царств 1:17-27,3:33-34 гимны прославления

- гимны благодарения назидательные псалмы

Важно отметить тот факт, что вышеназванные типы поэтических текстов обычно имеют определенную структуру, с соответствии с которой создаются песни или гимны.

а) Параллелизм. Исследование библейской поэзии показывает, что параллелизм является основой поэтического жанра, но чем больше изучается не только древнееврейская, но и другая семитская поэзия, тем больше мнений относительно классификации параллелизмов по типам. Рассмотрим два вида -синонимический и антитетический параллелизм.

Синонимический параллелизм. Данный параллелизм построен так, что первая строка выражает определенную мысль, вторая строка повторяет ее при помощи синонимов, то есть одна и та же мысль повторяется дважды.

Пс. 2:2-3

Восстают цари земли

И князья совещаются вместе Против Господа

И против помазанника Его:

«Расторгнем узы их,

Свергнем с себя оковы их».

Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

Тогда скажет им во гневе Своем

И яростью Своею приведет их в смятение.

Антитетический параллелизм. Данный параллелизм построен так, что вторая часть стиха выражает ту же мысль, что и первая, но при помощи антонимов, слов противоположных по значению или через отрицание

глаголов из первой части.

Притчи 3:1, 5

Сын мой! наставления моего не забывай, И заповеди мои да хранит сердце твое.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Dictatus рарае
27 основных положений "Диктата папы" излагают следующие мысли: 1. Только римская церковь была основана самим Господом. 2. Только римский папа вправе называться вселенским. 3. Одному папе принадлежит право назначения и смещени ...

Памятники церковной архитектуры дореволюционного периода.
а) часовня Александра Невского на монастырском подворье Никандровского монастыря Бывший настоятель Никандровской пустыни архимандрит Игнатий Васильев руководил работами по приспособлению, приобретенного в Порхове каменного дома для монас ...