Материалы по религии » Культура Ислама » Орнамент в визуальной культуре Ислама

Орнамент в визуальной культуре Ислама
Страница 1

Орнамент как искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет. Более того, можно утвердительно сказать, что он зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. В результате своего поступательного развития орнамент стал некой формулой с множеством известных и неизвестных величин, преисполненной глубокого смысла.

Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.

Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков.

Важная часть узора каллиграфическое письмо – это цитаты из Корана или хадисов. Обычно с гирихом сочетается куфический прямоугольный шрифт, а с ислими – закругления более позднего скорописного письма – насх.

Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе. Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и росписях посуды.

Для лучшего понимания смысла орнамента мечети следует отметить, что во все времена она была одновременно и местом собраний, и школой-медресе. Если снаружи более используемым был стиль гирих и в соответствие к нему куфический шрифт письма, то во внутренней отделке – ислими и насх. Внутренний орнамент не стремился к удаленности и некой суровости, он должен был не только приближать человека к богобоязненности, но и объединять людей между собой. Милосердие и суровость диалектически соседствуют здесь.

"Строгий" орнамент чаще всего расположен над михрабом (часть стены, имеющая углубление, направленное в сторону Мекки, где становится на молитву имам), и любой мусульманин видит его только во время вставания на молитву, а далее уже ни в процессе самой молитвы, ни во время бесед или занятий он с ней не сталкивается. Но весь другой орнамент – это растительное сплетение, когда на один бесконечный побег приходятся тысячи цветов и бутонов. Причем это не мозаика, в которой легко можно сделать копию предыдущего элемента, это рисунок, в котором каждый последующий цветок хоть и похож на предыдущий, но все же чем-то и отличен от него.

Оригинален орнамент верхней части колонн и внутреннего дворика мечети Пророка в Медине. На крупной штриховке гириха проступает стилизованный контур сложенных в мольбе ладоней. Эффект усиливается контрастом светлых темных тонов. Создается ощущение, что не только люди, но и само здание вместе с ними взывает к Всевышнему.

Наиболее ярко вся символичность и загадочность мусульманского орнамента отразилась в книгах. Тем более что в книгах орнамент обязательно должен был сочетаться со стилем письма, а это диктовало ему своеобразное направление развития, так как именно в орнаментах книг наблюдалась наибольшая символичность.

Едва ли не самым распространенным мотивом является восьмилучевая звезда. Ее происхождение связано с религиозными представлениями. Как известно, Аллах не имеет образа и места, поэтому Его имя пишут буквами.

Арабская надпись "Аллах" включает четыре вертикальных линии, схематически передающих смысл этого слова. Также распространенными орнаментальными мотивами являются пятиугольник (или пятилучевая звезда) символизирующий пять столпов Ислама и шестиугольник (или шестилучевая звезда) символизирующий шесть столпов (веры).

В Исламе священной книгой является Коран. Следовательно, именно он всегда наиболее украшался, в том числе и разнообразными орнаментами. Следует заметить, что в основном орнаментизировались футляр книги и ее первые две страницы.

Ковер и Ислам понятия неразделимые. Это связано с особенностями культуры мусульманина и его молитвы. Ковры, покрывала, коврики для молитв – все это обычно украшено богатыми орнаментальными узорами.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Жанровый анализ.
1. Значение жанрового анализа для понимания текста. а) Определение понятия «жанр». Рассматривая текст Писания как литературный текст, мы обнаруживаем чрезвычайное разнообразие литературных приемов, которыми пользовались авторы библейски ...

Марс
Цезарь вполне закономерно приписывает ему воинскую функцию, у него имеются два островных соответствия. На королевском уровне: Нуаду, король ирландских племен богини Дану — он сам не участвует в битвах, но согласно известному присловью, « ...