Материалы по религии » Ислам » Возникновение ислама

Возникновение ислама
Страница 1

Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Эту территорию населяли арабские племена, занимавшиеся преимущественно скотоводством. В то время через Западную Аравию проходил караванный путь, что привело к появлению на Аравийском полуострове таких крупных городов, как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями. Появлению ислама предшествовали учения Хамифов — ранняя форма арабского монотеизма. Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен, наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, становились обязательными для менее развитых.

Самым влиятельным было племя курейшитов. принадлежало древнее святилище Кааба (от араб. — куб), находящееся в Мекке и построенное задолго до возникновения ислама. И наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более трехсот племенных богов, поэтому она считалась центром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг Мекки.

Племенного бога мекканских курейшитов — Аллаха (от араб. "аль-Илах"— бог) сторонники ислама пили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов. На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство. Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570—632), одного из активных мекканских халифов. Рано осиротев, он воспитывался в доме деда, а затем дяди Абу Талиба. В 12 лет Мухаммед впервые соприкоснулся с иным миром, отличавшимся от аравийского с его родоплеменными устоями и языческими культами.

Отправившись по торговым делам в Сирию, Талиб взял с собой племянника. Там Мухаммед окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, другими вероисповеданиями. Когда ему исполнился 21 год, он по протекции Абу Талиба получил место приказчика у богатой вдовы Хадижи. К тому времени Мухаммед имел не только опыт караванной торговли, но и репутацию амина (т. е. надежного и верного человека). За торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. Двадцати пяти лет Мухаммед женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Мухаммед любил Хадиджу. У них росла дочь Фатима. Жизнь как будто сложилась благополучно. Но Мухаммеда влекло к чему-то неизведанному. Каждый год он уходил на месяц в пустынные ущелья и там в одиночестве погружался в глубокое созерцание. Суровая красота аравийской природы переполняла его. Он смутно сознавал в себе призвание к огромному делу, к великому открытию. Однажды, когда ему было уже сорок лет, после долгого жаркого дня, проведенного в ущелье Хира, ему приснился сон.

Кто-то приблизился к нему и велел: "Читай!", но Мухаммед не мог. Тогда неизвестный сдавил его со страшной силой и повторил: "Читай!" Проснувшись, Мухаммед почувствовал, что слова, которые от него требовали прочесть, записаны в сердце. Он испытал небывалый прилив сил и воспринял это как веление Бога: читать эту книгу мироздания и рассказывать о ней людям, дать арабам новую книгу, сравнимую с книгой соседних народов. Слово "Коран" и означает "чтение", "книга". Коран представляет собой книгу, продиктованную человеком, практически не владевшим грамотой, но это не помешало Корану стать книгой великого вдохновения.

Первые пророчества Мухаммеда захватывают внутренней открытостью красоте мира, обостренным восприятием, превращающим весь мир в чудо. У русского художника Н. Рериха есть картина, изображающая Мухаммеда в ущелье Хира в тот момент, когда замысел Корана вошел в его душу. Напряженная по краскам картина дает ощущение такой перенасыщенности чувств, которая уже сама по себе есть чудо. Н. Рерих написал звенящий и пылающий мир, увиденный глазами Мухаммеда. Первое, что открылось Мухаммеду, — это истина о единстве мира.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Кенозис
Основанием для этого представления послужили слова Апостола Павла в Послании к Филиппийцам (2:5-11). Этот отрывок — одно из самых важных для христологии, но и самых трудных мест Писания, вызывавших на протяжении веков самые различные толк ...

Конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в Украине
Образование независимого украинского государства обусловило кардинальные изменения в сфере государственно-религиозных отношений. Наша страна заявила о приоритетности прав человека, о своей поддержке международных правовых актов, обусловли ...