Основные направления в исламеСтраница 2
Эта рабыня-танцовщица стала одним из зачинателей суфизма, который открывает особую страницу в мусульманской мистике, мистике Единого. Главное место в суфизме занимает учение о любви к Богу и о пути, ведущем к слиянию с ним. Суфизм существенно повлиял на все области духовной жизни мусульманского Востока — религиозную догматику, философию, этику, литературу. Однако наиболее замечательным вкладом в культуру ислама и в мировую культуру была суфийская поэзия.
В поэзии суфиев переплетается высокое и низкое, земное и небесное, опьянение вином и опьянение чувством единства мира, любовь к богу и к женщине. В стихотворениях персидских классиков любовь соловья к розе наряду с правоверным религиозным толкованием (отношение мусульман к Аллаху) имеет и более отвлеченный философский смысл (стремление постичь единство мира), и сохраняет простое понимание символа: любовь юноши к девушке. Все эти оттенки, переплетаясь, делают стихи суфиев неповторимыми по богатству душевной жизни. Даже поэты, не склонные к мистицизму, писали стихи в той же манере.
Психологи установили, что многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении за другими индивидами общества, которые служат моделью для подражания. Стремление к подражанию связано со многими факторами. Например, люди охотнее подражают знаменитостям или тем, перед кем они преклоняются, и это вызывает у них чувство почтения и благоговения. Религиозный лидер представляет собой такую модель, которой всячески пытаются подражать ученики. В исламе уникальным примером является Мухаммед, завершающий цепь откровений, образец космического и человеческого совершенства, которому все стремятся подражать, но с которым никто не может сравниться. Подражание пророку пропитывает всю религиозную жизнь мусульманина: от вершин метафизической теории до мелочей быта — одежды, пищи, молитвы и духовной тренировки. Главные требования имитации модели — это дисциплина и самоотречение, затем бедность, заключающаяся не только в отсутствии собственности, но и в отсутствии желания ее иметь. Так, в суфизме успешность обучения зависит от степени идентификации последователя со своим шейхом. Это основной путь и к личностной интеграции, и к мистическому союзу. Шейх является не только учителем, но и образцом для подражания. Существующие в некоторых суфийских братствах ритуальные моменты, в частности связанные с новой, единой для братства одеждой для обращаемых, служат целям той же идентификации: сначала — внешней, затем — деятельной, наконец — внутренней. Идентификация, слияние с шейхом — путь к слиянию с Аллахом.
Интересные материалы:
Возрождение Тхеравады XI век
C XI века, когда буддизм Махаяны после исламского завоевания Индии стал приходить в упадок, сократились торговые пути через Индию, но стали развиваться пути из Ближнего Востока в Китай через Шри-Ланку. Это привело к тому, что Юго-восточна ...
Пророческая и апокалиптическая литература.
1. Обзор истории пророческого движения.
а) Истоки пророческого движения.
Трудно однозначно сказать об истоках пророческого движения в Израиле, имеются попытки представить его как движение противопоставляющее себя священству или как под ...