Произношение имени YHWH
Страница 1

До падения Иерусалима и разрушения Первого Хра­ма в 587/586 г. до н. э., произношение Тетраграмматона, по-видимому, допускалось. Однако по крайней мере с III в. до н. э., в силу ограничительной интерпретации третьей заповеди (см. Исх.20,7; Втор.5,11: «Не произноси Имени Господа, Бога твоего, напрасно (всуе или ложно)»; ср. также Лев.24,11,16), а также, вероятно, из благоговения, евреи стали избегать произносить имя YHWH

, говоря вместо него А

DONAY

, т. е. Господин (букв, «мои Господа»), что явствует из Септуагинты, пере­дающей YHWHчерез слово К

YRIOS

– Господин, Господь. Когда же в Библии встречалось комбинированное обозначение А

DONAY

-

YHWH

, то оно читалось как Адонай-Элохим, т. е. «Господь Бог». В раннем средневековье при огласовке кон­сонантного (написанного только согласными буквами) текста Библии масореты (еврейские библеисты VIII-IX вв.), вокализируя Тетраграмматон, ставили гласные значки, используемые при огласовке слова Адонай, с одним отличием — под пер­вой буквой «йод» в имени YHWH они ставили значок «шва» (обозначающий ультракраткий звук, близкий к «э») вместо значка «шва пэттэк» (обозначающего ультракраткий звук с оттенком «а»), стоящего под «алефом» в слове А

DONAY

. Эта масоретская огласовка указывала (естественно только людям посвященным – раввинам) на то, что вместо YHWH

следует читать А

DONAY

. Когда же само имя А

DONAY

предшествует Тетраграмматону, то, чтобы избегнуть повторения этого имени, масореты снабжали его гласными значками имени ELOHIM

так что в этих случаях вместо YHWHчитают (обратно таки люди посвященные в эти нюансы) ELOHIM

(букв. «Бог»). Средневековые христианские ученые, не по­няв истинного смысла вокализации имени

YHWH

гласны­

ми значками от слова

А

DONAY

, транслитерировали его

как Иегова. Обычно считается, что первым

данную транслитерацию использовал в 1518 г. исповедник папы Льва

X

Петр Галатин. Имя «Иегова» использовалось

христианскими богословами, библеистами (см. Синодальный перевод), учеными и литераторами вплоть до середины

XIX

в., когда Г. Эвальд показал, что

YHWH

сле­дует читать не как Иегова, а как

YAHWEH

(Яхве).

Эта вокализация подтвержда­ется, в частности, передачей Тетраграмматона ран­нехристианскими авторами Епифанием Саламинским (315—403) и Феодоритом Киррским (390—466) как IAPE

. Огласовку первого слога подтверждает и сокращенная фор­ма имени Бога YAH

, встречающаяся в поэтических текстах (см. Исх.15,2; Пс.67,5) и окончания -yahu и -yah во многих еврейских теофорных именах (например, Элийаху, Ишайаху, Ирмийаху), а также такие греческие транскрипции имени, как Yashu

, Yaouai(Климент Алексан­дрийский 150 — 215 гг.) и Yafu (Ориген 185 — 253/254 гг.). Особого внимания заслуживает тот факт, что аморейские теофорные антропонимы содержат элемент Ya, Yawi, вероятно связанный с именем YHWH

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Генезис древнерусского религиозного самосознания
Ранее уже отмечалось, что сам факт крещения еще не делал в одночасье язычника христианином. Даже если в его глазах старые боги оказывались дискредитированными, миропонимание неофита оставалось насквозь языческим. Новую религию он восприни ...

Мёртвая вода. Во что верить?
Разбирая информацию по вопросу БЖД, или как точнее будет сказать всенародной партии мирной воли «Единение» я пришел к некоторому замешательству. Всё дело в том, что информация по данному вопросу поступила сразу же из двух источников, разб ...