Происхождение Яхвизма
Страница 1

Многие исследователи, основываясь на текстах кни­ги Исх. 3:14 (Элохист) и 6:3 (Священнический кодекс), со­держание которых может быть интерпретировано в том смысле, что до Моисея евреям не было известно Имя Гос­пода YHWH, полагают, что именно Моисей явился осно­вателем нового религиозного учения — Яхвизма. Сам же культ и Имя YHWH, как полагают сторонники данной гипотезы, этот еврейский Законодатель заимствовал у мадианитян (мидианитян) или же кенитов (ср.: Суд. 1:16, 4:11, Числа 10:29), представлявших, по-видимому, одно из ответв­лений мадианитян.

На основании археологических данных была выдвинута гипотеза, что Моисей узнал имя YHWH от своего тестя Иофора, Мадиамского священника. Из перечней чужеземных стран, составленных в правление Аменхотепа III (1402-1364 гг. до н.э.) и помещенных в солебском храме Амона, известно, что YHWH поклонялись мадианитяне и кенеяне - племена, кочевавшие по синайской пустыне. Согласно Исх.2,15-21, бежавший из Египта Моисей пришел к человеку по имени Иофор (Рагуил), который был священником в Мадиаме и взял в жены дочь его, Сепфору. В Исх.18 говорится о том, что Иофор прославил YHWH, принес вместе с Моисеем жертву Богу и дал ему разумный совет снять с себя часть полномочий. В ходе археологических раскопок в районе Акабского залива, в нескольких километрах к северу от него, были обнаружены остатки египетского святилища, которое было разрушено мадианитянами. Последние уничтожили там изображения египетской богини Хатхор и, судя по всему, на месте бывшего святилища воздвигли священную скинию - совершенно таким же образом, как об этом рассказано в Ветхом Завете об израильтянах.

В качестве основания также указывается, на то обстоятельство, что Моисей проживал долгое время в районе горы Синай у своего тестя Рагуила-Иофора, являвшегося мадианитянским жрецом (см., на­пример, Исх. 2:16, 3:1, 18:1). И именно здесь, у Синая, Гос­подь впервые обращается к Моисею из среды горящего тернового куста (неопалимой купины; Исх., гл. 3). Далее, отмечается, что, согласно тексту книги Исхода 18:10—12, Иофор, услышав от Моисея рассказ о том, как Господь из­бавил Израиля из египетского плена и поразил фараона и египтян, воскликнул: "Благословен Господь (YHWH), ко­торый избавил вас (т. е. израильтян. — И. Т.) из руки егип­тян" (стих 10) и "принес всесожжение и жертвы Богу" (Элохим, т. е. Господу [или своему богу?]. — И. Т.) (стих 12). Из данного пассажа делается вывод, что Иофор был изначально (?!) жрецом Господа. Однако, кроме всего про­чего, такой вывод представляется необоснованным уже в свете стиха 11, где Иофор, под впечатлением рассказа Мо­исея, восклицает: "Ныне узнал я (sic! — И. Т.), что Гос­подь велик паче всех богов ."

Далее, сторонники "мадианитянской гипотезы" указывают на поэтические тексты книг Судей 5:4—5, Вто­розакония 33:2 и Аввакума 3:3, где говорится о шествии Господа от Сеира (гористый и лесистый район Эдома), с поля эдомского, от Синая, с горы Фаран, от Фемана (рай­он Эдома), т. е. с территории Эдома и примыкающих к нему областей, близких к Мадиану.

Совершенно иную информацию о происхождении культа Господа-YHWH дает Яхвист — наиболее древний и репрезентативный источник книги Бытия и глав 1—24 книги Исхода. Так, здесь возникновение Яхвизма возво­дится ко времени (и имплицитно, к личностям) первопредка сутиев Сифа и его сына Еноса-человека (пришедшего на смену космическому Адаму-Человечеству): именно "тогда начали призывать Имя YHWH-Господь"26 (или: "Имя Госпо­да". — И. Т.) (Быт. 4:26). Согласно Быт. 8:20, Ной "устро­ил жертвенник Господу". В Быт. 9:26 Господь -YHWH иден­тифицируется как "Бог Сима"; последний, будучи прадедом Евера, может быть скоррелирован (если даже не отожде­ствлен) с Сифом. Мы узнаём также, что Господь открыл­ся Аврааму под Именем YHWH (Быт. 15:7!); что Авра­ам "призывал Имя Господа-YHWH" (Быт. 13:4, 21:33) и обращался к Богу как к Господу -YHWH (Быт. 15:2, 8); воздвигал жертвенники Господу (Быт. 12:8, 13:18), воз­девал к Нему руки (Быт. 14:22). Далее, место жертвопри­ношения на горе Мориа Авраам нарекает именем "YHWH Йаре", т.е. "Господь усмотрит" (Быт. 22:14). Согласно Быт. 28:13, Сам Господь называет Себя Богом Авраама и Исаака; согласно же Быт. 32:9, Иаков обращается к Гос­поду -YHWH как к Богу Авраама и Исаака; в Быт. 24:12, 42 раб Авраама свидетельствует, что Богом его господина является YHWH-Господь27. В тексте же Быт. 31:53, где Бог YHWH определяется как "Бог Авраама" и «Родственник( обычно переводят "Страх") Исаака» {тж. стих 42) и дифференцируется с "богом Нахора" (брата Авраама и деда Лавана, проживавшего с семейством в районе Харрана), Господь выступает как личный и единственный Бог се­мьи Авраама28 (ср. Быт. 15:6: "И он (Авраам. — И. Т.) поверил в Господа (nvra ркт) ."). В масоретском тексте Быт. 31:53, в отличие от Септуагинты, в данном стихе со­хранилась также фраза, согласно которой "Бог Авраама" и "бог Нахора" являются "богами их отца", т. е. родовыми богами29. Наконец, отметим, что YHWH-Господь неоднок­ратно выступает как Бог Исаака и Иакова (см., например, Быт. 26:25,28:13, 16,32:9).

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Буддизм и искусство
В искусство буддизм принес совершенно определенные идеи: несовершение зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно – образный характер. С древнейших времен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда си ...

Троический догмат в интерпретации Василия Великого
Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия "О Святом Духе", адресованная Амфилохию, епископу иконийскому. В этой книге Василий полемизирует с еретиками, отрицавшими личную природу Святого Духа, которых он почему ...