Словосочетания с именем YHWH
Страница 1

Наиболее распространен­ное сочетание — это

YHWH

TS

Е

B

АО

T

«Господь воинств», которое встречается в Биб­лии двести восемьдесят пять раз и чаще всего употребляется в книгах пророков, особенно у Ие­ремии и Захарии. Это сочетание имеет дво­який смысл. В качестве военного термина оно означает, что YHWHявляется, так ска­зать, «Главнокомандующим» (1Цар.17,45). «Воинства» или «рати» могут состо­ять из небесных существ, образующих «все воинство небесное» (3Цар.22,19), могут быть такими небесными светилами, как солнце, луна и звезды (см. Втор.4,19), а также воинствами Израильскими (1Цар.17,45). В качестве военного звания это сочетание означает, что Бог не уступит никакому про­тивнику и вполне способен одержать побе­ду. В Септуагинте это сочетание иногда пе­реводится как К

yrios

Р

antokrator

(«Господь Всемогущий»); такое обозначение встреча­ется также в Новом Завете.

Вторая «сторона» словосочетания имеет скорее монархический, нежели военный смысл, поскольку именно про YHWH

в Писании говорится царственной терминологией, как о «восседающем на херувимах» (1Цар.4,4; 4Цар.19,15; Пс.79,2). Таким образом имя Бога YHWH

TS

Е

B

АО

Tнеоднократно связывается непосредственно с Ковчегом Завета, служившего символом присутствия Бога среди Его народа (см. Числ.10,35-36; 2Цар.6,2). Также вы­ражение, «Господь воинств», нередкое в псалмах, которые выражают поклонение Богу (особенно в тех, где упомянута гора Сион), выделяет царственное величие Бога. Оно описывает Бога в качестве Бога царст­вующего (см. Пс.102,19-21), восседающего на престоле, Бога, помыслы и решения Кото­рого не встречают противодействия (см. Ис.14,24; Иер.25,27).

Словосочетание YHWH

ELOHIM

- «Господь Бог» постоянно встречается в Библии. Двойное имя божества на древнем Ближнем Востоке не было исключением. Двойное имя в Быт.2,4 — 3,24, по-видимому, призвано под­черкнуть, что величие Бога, ассоциирую­щееся с именем ELOHIM

в Быт.1гл. неразде­лимо с непосредственным присутствием YHWH

в райском саду. Божество по имени YHWH

-

«Господь» тождественно с ELOHIM

-

«Бог». Схема «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Гос­подь един есть» (Вт.6,4) подчеркивает это тождество, так же как и выражения, подобные «Господь, Бог ваш/наш». YHWH

в каче­стве Бога — это единственный Бог: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44,6).

В книге пророка Исайи Господь назван Искупителем YHWH

GOEL

(см. Ис.43,14). Глагол ga'al — это юридический термин, обозначающий передачу (за определенную плату) какого-либо человека, собственно­сти или права на что-нибудь тому, кто пре­тендовал на них в качестве родственника или прежнего обладателя. Слово gо'el, при­частие от ga'al, обозначает человека, кото­рый выступает в роли такого «искупите­ля». Этот термин встречается в Ветхом За­вете восемнадцать раз (тринадцать раз в Книге Исайи). В обязанности искупителя, обычно ближайшего родственника, входи­ло возвращение человеку свободы, которую тот утратил (например, из-за долгов). При­мер такого «искупления» можно встретить в Лев.25,47-49, где сказано, что израиль­тянин, которому пришлось продать себя в рабство из-за бедности, может быть выкуп­лен ближайшим родственником или может выкупить себя сам. Собственность, продан­ная при подобных обстоятельствах, рав­ным образом может быть выкуплена и бла­годаря этому остаться во владении семьи (см. Лев.25,24-25; Руфь4,1-6; Иер.32,6-9). Так как Яхве искупает Свой народ, Он зовется «Искупителем» Израиля, особенно в Книге Исайи, где «искупление» является ключевой метафорой (см. Ис.41,14; 43,1; 44,6; 47,4). Парадигмой искупительных деяний Яхве в Ветхом Завете выступает историче­ское освобождение Израиля от египетского рабства, однако метафора искупления ис­пользуется пророками также по отноше­нию к вавилонскому плену.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Христианизация Скандинавии и гонения на язычников.
Время интересной и богатой древней языческой религии закончилось с распространением христианства. Германские племена начали креститься со II-III веков. Тогда крестились вандалы, остготы, вестготы и лангобарды, христианство у них было ариа ...

Старообрядчесво в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества
Середина XVII века ознаменовалась в России расколом Русской православной церкви, что привело к возникновению в стране крупнейшего религиозно-общественного движения, известного под названием старообрядчества. Поводом к нему послужили церко ...