Ветхозаветные и иудейские истоки

Ожидание Мессии из рода Давидова восходит еще ко временам Плена, ибо главным в представлениях о Мес­сии было восстановление престола Давида и освобож­дение Израиля от (чужеземных) угнетателей. Это ожи­дание было одновременно следствием и разочарова­ния, и веры: разочарования и отчаяния из-за разруше­ния Иерусалима и прекращения династии Давида; веры в верность Бога, который заключил непреложный за­вет с Давидом об установлении его царства навеки через его потомство (см. 2Цар.7,10-16; ср. Пс.88,1-5,20-38; 131,11-12). Пророки - Иеремия, Иезекииль, Аггей, Захария - говорили об «Отрасли праведной», которая явится вскоре, дабы примирить народ с Богом его, восстановить Израиль в обетованной земле, очис­тить ее от чужеземных угнетателей, равно как и от неправедных израильтян, и побудить все народы зем­ли собраться в Иерусалиме, где они будут созерцать славу Яхве (см. Иер.23,5-8; 30,21-22; Иез.37,21-23; Зах.3,8-10; 6,12-15; Агг.2,21-22). Эти пророки имели в виду со­вершенно земного, смертного человека, дающего нача­ло династии, которая в лице его потомков будет цар­ствовать вечно (см. Пс.88,4-5; Иер.17,25; 33,15-18).

Хотя представления о Мессии отдельных групп ев­реев отличались большим разнообразием, всеобщее со­гласие было достигнуто в рамках более позднего иуда­изма: Мессия будет происходить из рода Давидова, как и возвещали пророки во времена Плена. Характер­ным отражением мессианских ожиданий евреев явля­ются Псалмы Соломона 17-18 (их фарисейская редакция записа­на ок. 50 г. до н. э.). Согласно этим псалмам, «Сын Давидов» (в них это именование появилось впервые): 1) силой изгонит чужеземцев, захвативших Иерусалим ; 2) совершит суд над всеми народами земли и принудит их «служить ему под его ярмом»; 3) будет править Израилем в премудрости и справедливости, что подразуме­вает изгнание из страны всех чужеземцев и очи­щение ее от неправедных израильтян - дабы уничтожить всякое угнетение и собрать вокруг себя святой народ.

Хотя Мессия из рода Давида все еще изображался как земной человек, его правление явно приобретает эсхатологический и универсальный масштаб, чего не было у пророков. В сущности такое же описание Мес­сии - потомка Давида - появляется в Кумране и в ветхозаветных псевдо­эпиграфах (см. 4Езд. 12,31-32; Зав. Иуд.24,1-5).


Интересные материалы:

Евангелие от Марка
Иисус представлен чита­телям как «Сына Давидова» в рассказе о Вартимее (см. Мк.10,46-52). Дваж­ды слепой нищий восклицает: «Сын Давидов! помилуй меня» ( - и в ответ на эти мольбы Иисус исцеляет его. Тот факт, что Он отвечает на прошение ...

Второе пришествие Христа
"Второе пришествие Христа - блаженное упование церкви - явится величественным завершением дела Евангелия. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным, видимым и охватывающим весь мир . Время этого события не открыто, и потому мы пр ...