Единородный, Единственный

Иисус на­зван «Единородным» (μονογενους) в пяти местах Нового За­вета (см. Ин.1,14,18; 3,16,18; 1Ин.4,9). Сов­ременные переводчики склонны перево­дить это слово как only, «единственный» или one and only, «один-единствен­ный». В любом слу­чае в Иоанновом корпусе Писаний акцент делается на единственности Ии­суса: Он находится в совершенно особых отношениях с Отцом, настолько близких, чтобы составлять с Ним одно целое (см. Ин.5,18; 10,30), и все же пребывает настолько отдельно от Него, насколько это необходи­мо, чтобы полностью отождествиться с че­ловечеством при воплощении (см. Ин. 1,14).

Слово μονογενους употребляется в Лк.7,12, 8,42, 9,38 для обозначения соответст­венно единственного сына вдовы в Наине, дочери Иаира и сына, страдающего припад­ками, чей отец — некто из народа. Это сви­детельствует, что в обычном словоупотреб­лении данный термин обозначает единст­венного ребенка. Еще в одном случае это слово встречается в Новом Завете в Евр.11,17, где говорится, что Авраам едва не принес в жертву своего «единородного» сы­на Исаака. Предполагается, что для Иоан­на, как и для священнописателя Послания к евреям, это происшествие (см. Быт.22,1-18) служит главным обоснованием для ранне­христианских представлений о богосыновстве Иисуса и Его жертвенной смерти.

В современных переводах правильно от­ражено, что статус Иисуса в качестве «Еди­нородного» подчеркивает Его уникаль­ность, а не Его положение или обстоятель­ства Его происхождения — это не есть прямая ссылка на девственное зачатие. Как не­превзойденное выражение славы Отца, бу­дучи обособленным ото всех сотворенных людей Он во всем имеет первенство (см. Кол.1:18). Он μονογενους — то есть полностью уникален, как Своей личностью, так и ро­лью Спасителя. Один из отцов церкви Иероним (ок. 400 г. по Р. X.) внес в Вульгату слово unigenitus «единственно рожден­ный», чтобы воспрепятствовать распро­странению арианских взглядов, будто бы Иисус был сотворен.


Интересные материалы:

Аполлон
Цезарь говорит о нем только как об Аполлоне-целителе. Подобно Марсу, он имеет два островных соответствия. В роли целителя: Дианкехт и трое его детей — два сына, Миах и Октриул, и дочь Айрмед. Дианкехт был изготовителем серебряного проте ...

Учение об искуплении в богословской системе митрополита Макария (Булгакова)
Появление догматики митрополита Макария в 1849— 1853 годах, безусловно, было большим событием в истории русской богословской науки. Но несмотря то что в труде была представлена первая русская полная система богословия, где дается "по ...