Святой Божий

В Ветхом Завете «Святой Божий» — это божественный эпитет, рас­пространенный в поэтических и пророчес­ких текстах и употребляемый для того, что­бы выразить обособленность Господа. В Но­вом Завете это имя по отношению к Иисусу встречается два раза в евангелиях (см. Мк.1,24 - Лк.4,34 {синод. «Христос, Сын Бога Жи­вого»}), один раз в Деяниях (см. Деян.3,14) и, возможно, еще в двух местах (см. 1Ин.2,20; Отк.3,7).

В Евангелии от Марка Иисус, начиная Свое общественное служение, учит в сина­гоге в Капернауме (см. Мк.1,21-22). Человек, одержимый духом нечистым, тогда вскри­чал: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Наза­рянин? Ты пришел погубить нас! знаю Те­бя, кто Ты, Святый Божий (ο αγιος του θεου)» (Мк.1,23-24). Это событие, возможно, лучше рассматри­вать в свете характерного для Евангелия от Марка мотива тайны, связанной с тем, что люди редко способны полностью понять подлинную сущность Иисуса. И только Бог (см. Мк.1,11; 9,7) или, как и в этом тексте, бесы (см. Мк.5,7) еще до распятия знали, Кем был Иисус. Вдобавок, знание чьего-либо «имени» может подразумевать власть над его носителем. Но несмотря на знание беса о том, что его потенциальный укроти­тель — «Святой Божий», Иисус кратким распоряжением изгоняет его вон и изумля­ет толпу Своим учением и Своей властью (Мк. 1:25).

Иоанн противопоставляет отступничест­ву «многих из учеников» верность двенад­цати (Ин.6,66-69). Петр отвечает Иисусу: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь гла­голы вечной жизни, и мы уверовали и поз­нали, что Ты — Святой Божий» {синод. «Христос, Сын Бога Живого»}. В 1Ин.2,20 может подразумеваться либо Бог, либо Ии­сус: «Вы имеете помазание от Святого». Приведенная выше цитата из Евангелия от Иоанна позволяет предположить, что это помазание осуществил Иисус, но не исклю­чено и то, что священнописатель намеренно оставил здесь некоторую неопределен­ность.

В Книге Деяний Петр упрекает толпу любопытствующих за то, какую роль они сыграли в распятии Иисуса. Ничто не мог­ло быть хуже, чем отречься «от Святого и Праведного» и взамен просить отпустить им убийцу (см. Деян.3,14). И, наконец, в посла­нии ангелу Филадельфийской церкви Ии­сус — «Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов» (Отк.3,7). Этот стих, подобно Де­ян.3,14, иллюстрирует, как полный эпитет «Святой Божий » может сокращаться и со­четаться с другими описаниями Иисуса, чтобы выразить основную идею текста. В книге Деяний Петр стремится убедить сво­их слушателей, в то время как апокалипти­ческий священнописатель приводит разли­чные образы Иисуса, чтобы воодушевить верующих во времена ожесточенных гоне­ний.


Интересные материалы:

Могилевский Богоявленский братский мужской монастырь
Инициатором создания в городе Могилеве нового монастыря стало православное братство, начавшее свою деятельность в 1597 г. при Спасской церкви. Причиной для постройки обители явилось закрытие в 1619 г. в Могилеве всех православных церквей, ...

Роль христианской церкви в европейской культуре.
В наши дни Церковь на Западе обладает скорее влиянием, чем реальной властью. Верующим приходится вырабатывать собственное отношение к «окружающему миру». Некоторые рассматривают светское общество как неизбежное зло; по их мнению, Церковь ...