Введение

Первоначально в христианстве собором называлось любое церковное собрание, однако в III веке термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе ромейских императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов, нарушение которых c конца IV века каралось в уголовном порядке. Значение феномена вселенского собора для христианской традиции очень велико – это единственный церковный орган, уполномоченный безошибочно утверждать вероучительные и нравоучительные догматы от имени Святого Духа (ситуация не слишком изменилась даже после I Ватиканского собора, где подобными полномочиями был наделён также папа римский [2, с.63]). Цель данной работы – определение основных характеристик вселенского собора, а также освещение семи соборов, признаваемых в католической и православных традициях. Объектом исследования является феномен вселенского собора в ортодоксальной христианской традиции. Предмет исследования – существенные черты вселенского собора, взятые в историческом и нормативном аспектах. При этом данная работа касается только первых семи вселенских соборов – признанных таковыми в рамках православной и католической традиции. В работе использована литература по истории христианской церкви, как конфессиональная, так и научная, что позволяет рассмотреть феномен и снаружи, и изнутри традиции.


Интересные материалы:

Правовая реализация религиозных людей
История предоставляет массу свидетельств непосредственного либо опосредованного происхождения права из религии, как на Западе, так и на Востоке. Так, именно языческим религиям народов Древнего Востока и древнего Средиземноморья правообяза ...

Иудаизм - первая монотеистическая религия
Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая на рубеже 2-1-го тысячелетий до н.э. в Палестине. Основателем религии стал пророк Авраам, который со своей семьей оставил родной город Ур и пришел в Ханаан (позже государства ...