Материалы по религии » Христианство в Удмуртии » Старообрядчесво в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества

Старообрядчесво в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества

Середина XVII века ознаменовалась в России расколом Русской православной церкви, что привело к возникновению в стране крупнейшего религиозно-общественного движения, известного под названием старообрядчества. Поводом к нему послужили церковные реформы, проведённые патриархом Никоном. Они ставили целью установить единство в церковных обрядах и ликвидировать разночтения в богослужебных книгах, которые возникли в свое время как результат феодальной раздробленности русских земель и деятельность малограмотных в своей основной массе священников и переписчиков книг. Без ликвидации пестроты религиозных обрядов и разночтений в богослужебных книгах было невозможно превратить церковь в более эффективное орудие воздействия на народные массы и обеспечить тем самым прочный союз с дворянским государством.

Имея все это в виду, патриарх Никон в марте 1653 года разослал по церквам «Память», которой вводил единые по всей стране обряды. Были ликвидированы разночтения в церковных книгах. Но в этом документе содержались и некоторые нововведения: вместо двуперстного крестного знамения вводилось троеперстие, восьмиконечный крест заменялся шестиконечным, сокращалось количество обязательных поклонов, а земные поклоны заменялись поясными и т.п.

Эти новшества показались консервативно настроенной части русского духовенства полным отступлением от «старой веры», принципы которой были завещаны Стоглавым собором (1551г.). Она объявила новые богослужебные книги и обряды еретическими и возражала против их принятия. Протесты выражались местами в очень резкой форме. Так, например, московский священник Иван Неронов позволял себе останавливать службу в Успенском соборе, когда там пели тройную аллилуйю. А когда в Ниловой пустыни стали служить на пяти просфорах вместо семи, прихожане возмутились этим. Пономарь ударил священника кадилом с горячими углями по голове так, что угли разлетелись, после чего последовала общая схватка в церкви.

Протестовало против нововведения Никона и духовенство Вятского края. Глава епархии епископ Вятский и Великопермский Александр в 1663 году послал на патриарха царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой осуждал исправление богослужебных книг и символа веры. В результате его вызвали в Москву для ответа на собор 1666 года, где он пытался отстаивать свою позицию по отношению к реформам Никона, но в конечном счете покаялся, был прощен собором и в 1669 году вернулся в свою епархию. Однако подлинной причиной раскола Русской православной церкви являются, конечно, не реформы Никона и не протесты консервативно настроенной части духовенства. Решающую роль в этом деле сыграли те глубокие социальные изменения и классовые противоречия, которые оказались характерными, для России середины XVII века.


Интересные материалы:

Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н. э.)
Династия Шунга (185—73 до н. э.) была основана через 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Мауриев Брхадраты трон занял военачальник Пусьямитра Шунга, ортодоксальный брамин. Он известен своей жестокостью в преследовани ...

Огонь Сварожич
Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. До сих пор мы испытываем особое чувство, говоря об «огне родных очагов» — хотя у большинства из нас дома не очаги, а газовые или электрические плиты. ...