Старообрядчесво в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества
Середина XVII века ознаменовалась в России расколом Русской православной церкви, что привело к возникновению в стране крупнейшего религиозно-общественного движения, известного под названием старообрядчества. Поводом к нему послужили церковные реформы, проведённые патриархом Никоном. Они ставили целью установить единство в церковных обрядах и ликвидировать разночтения в богослужебных книгах, которые возникли в свое время как результат феодальной раздробленности русских земель и деятельность малограмотных в своей основной массе священников и переписчиков книг. Без ликвидации пестроты религиозных обрядов и разночтений в богослужебных книгах было невозможно превратить церковь в более эффективное орудие воздействия на народные массы и обеспечить тем самым прочный союз с дворянским государством.
Имея все это в виду, патриарх Никон в марте 1653 года разослал по церквам «Память», которой вводил единые по всей стране обряды. Были ликвидированы разночтения в церковных книгах. Но в этом документе содержались и некоторые нововведения: вместо двуперстного крестного знамения вводилось троеперстие, восьмиконечный крест заменялся шестиконечным, сокращалось количество обязательных поклонов, а земные поклоны заменялись поясными и т.п.
Эти новшества показались консервативно настроенной части русского духовенства полным отступлением от «старой веры», принципы которой были завещаны Стоглавым собором (1551г.). Она объявила новые богослужебные книги и обряды еретическими и возражала против их принятия. Протесты выражались местами в очень резкой форме. Так, например, московский священник Иван Неронов позволял себе останавливать службу в Успенском соборе, когда там пели тройную аллилуйю. А когда в Ниловой пустыни стали служить на пяти просфорах вместо семи, прихожане возмутились этим. Пономарь ударил священника кадилом с горячими углями по голове так, что угли разлетелись, после чего последовала общая схватка в церкви.
Протестовало против нововведения Никона и духовенство Вятского края. Глава епархии епископ Вятский и Великопермский Александр в 1663 году послал на патриарха царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой осуждал исправление богослужебных книг и символа веры. В результате его вызвали в Москву для ответа на собор 1666 года, где он пытался отстаивать свою позицию по отношению к реформам Никона, но в конечном счете покаялся, был прощен собором и в 1669 году вернулся в свою епархию. Однако подлинной причиной раскола Русской православной церкви являются, конечно, не реформы Никона и не протесты консервативно настроенной части духовенства. Решающую роль в этом деле сыграли те глубокие социальные изменения и классовые противоречия, которые оказались характерными, для России середины XVII века.
Интересные материалы:
Литературная критика
Этот раздел библейской критики занят выяснением того, как была написана та или иная книга, когда и кем. Критика такого рода приложима ко всем видам литературы. Конечно, Библия содержит убедительные заявления о себе как о Слове Божьем, одн ...
Соборование. Елеосвящение.
Ни с каким Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием. Говорят, что после Соборования нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам, а главное – что принимать это таинство можно только умирающи ...